ОАО ЦКБМОАО ЦКБМЦентральное конструкторское бюро машиностроения («ЦКБМ»)  разрабатывает, изготавливает и внедряет  насосное и дистанционно-управляемое оборудование для объектов атомной энергетики

, исследовательских центров и других отраслей промышленности. ЦКБМ специализируется на разработке и производстве герметичных насосов,  главных циркуляционных насосов (ГЦН) с механическим уплотнением вала, центробежных электронасосов для АЭС, турбомолекулярных насосов и дистанционно-управляемого оборудования для атомной промышленности.

Особое конструкторское бюро ленинградского Кировского завода (ОКБ ЛКЗ) — сейчас Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро машиностроения" (АО "ЦКБМ") — было создано по Постановлению СНК СССР № 3175-963сс "Об организации проектирования и изготовления на Ленинградском Кировском заводе Наркомтрансмаша опытных "турбокомпрессоров РЗГ" от 27 декабря 1945 г.

В СССР ОКБ Горьковского машиностроительного завода и ОКБ ЛКЗ было создано 16 типоразмеров и конструкций диффузионных машин, которыми были оснащены все диффузионные заводы, специализирующиеся на разделении изотопов урана. Кроме того, ОКБ ЛКЗ для диффузионных заводов было разработано более 40 наименований основного и вспомогательного оборудования.
Первые килограммы обогащенного урана были получены уже в 1949 году на первом газодиффузионном заводе Д-1, в разделительном каскаде которого насчитывалось более 5000 машин. Первая урановая атомная бомба была успешно испытана в СССР в 1951 году.
В 1958-1960 годах специалисты предприятия участвовали в поставке газодиффузионного оборудования для КНР.

В 50-е годы предприятие разработало газовую центрифугу и стало инициатором перехода отрасли на центрифужную технологию. Было сконструировано шесть поколений центрифуг. За эти годы производительность центрифуг увеличилась в несколько раз, ресурсная надежность повысилась с 3 до 30 лет, уменьшилась стоимость единицы работы разделения. До сих пор Россия держит первенство в мире по техническим характеристикам подобного оборудования, а в области разработки центрифуг для получения стабильных изотопов значительно опережает другие развитые страны.

В ЦКБМ был разработан и изготовлен ряд элементов оборудования установки "Челнок" для жидкофазного передела гексафторида урана, что позволило поставлять обогащенный уран зарубежным партнерам.

В ЦКБМ - одном из ведущих предприятий России, создающим специальное насосное оборудование для объектов атомной энергетики, исследовательских центров и других отраслей промышленности, - выполнен большой комплекс работ этой тематики.
В конце 1952 года предприятию была поручена разработка герметичных электронасосов для атомных паропроизводительных установок (АППУ) подводных лодок Военно-морского флота страны. Уже в 1953-м был изготовлен первый насос первого контура ЦЭН-602, вслед за ним — насос ГЦЭНПК-601. Они положили начало серии насосов (ГЦЭН-146, ВЦЭН-147, ГЦЭН-146П, и ВЦЭН-147П) для атомных подводных лодок первого поколения.
В дальнейшем, начиная с 1962 года, были созданы насосы для атомных лодок последующих поколений (ГЦЭН-162, ВЦЭН-162, ЦЭН-181МН, ЦЭН-188), для атомных ледоколов типа "Сибирь" и ледоколов с малой осадкой.
На АЭС первого поколения нашли широкое применение ГЦН герметичного типа, в которых статор электродвигателя отделялся от ротора тонкой металлической перегородкой и не имел соприкосновения с перекачиваемым теплоносителем, а ротор вращался в перекачиваемой среде. Было разработано и внедрено несколько десятков таких насосов с электродвигателями мощностью от 4,5 до 2400 кВт.

Наиболее распространены главные циркуляционные электронасосы типа ГЦЭН-310, установленные на Нововоронежской АЭС (3 и 4 блоки); Кольской АЭС (1 и 2 блоки); в Словакии на АЭС Богуницы (1 и 2 блоки); в Болгарии на АЭС Козлодуй (1-4 блоки). Суммарная наработка ГЦН-310 составляет 1800 реакторолет. Максимальная наработка агрегата ГЦН-310 - 200 000 часов.
Разработаны и изготовлены серийные насосы с уплотнением вала для АЭС с реактором ВВЭР-1000 ГЦН-195М, насосный агрегат следующей модификации ГЦНА-1391 в экспортном исполнении повышенной безопасности и надежности с подшипниками на водяной смазке, поставлены насосные агрегаты для АЭС Бушер (Иран) и Тяньваньской АЭС (Китай).
Осуществляется модернизация и серийное производство турбомолекулярных насосов ВВ-150; ведется разработка ТМН-150 для современных масс-спектрометров и течеискателей, проводятся НИОКР и изготавливаются герметичные клапаны для вентиляционных систем реактора ПИК (для ПИЯФ им. Константинова).
В соответствии с программой развития атомной энергетики Минатома РФ проводятся технические проработки насосного агрегата для АЭС с реактором ВВЭР-1500, питательного насосного агрегата для АЭС с реактором типа "Брест-ОД-300", работы над продлением ресурса и срока службы насосных агрегатов как для российских, так и зарубежных АЭС.

В 1954 году по инициативе главного конструктора ОКБ ЛКЗ Н.М. Синева и директора ФЭИ А.К. Красина, одного из авторов первой в мире АЭС, было решено провести поисковые работы для АЭС с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах и турбогенераторной установкой, оборудование которой размещалось на самоходных гусеничных платформах. Станция получила условное название ТЭС-3. В 1957-м было утверждено техническое задание, вышло постановление СМ СССР, а к концу 1958 года завершилась разработка рабочего проекта станции, было развернуто производство и начаты экспериментальные работы.
7 июля 1961 года в Обнинске в ФЭИ реактор достиг критичности, а 14 октября на станции состоялся энергетический пуск. 19 февраля 1962 года станция вышла на номинальную мощность 1,5 МВт и дала ток в систему Мосэнерго.
Первый этап опытной эксплуатации ТЭС-3 завершился в 1966 году с выработкой ресурса первой загрузки активной зоны.

По заданию министерства с 1963 года в ЦКБМ были начаты работы над космической ЯЭУ "Енисей". Установка разрабатывалась в соответствии с постановлением правительства и техническим заданием Конструкторского бюро прикладной механики (КБПМ).
В разработке КЯЭУ "Енисей" в 70-80-е годы участвовали РНЦ "Курчатовский институт", НИИ НПО "Луч" (Подольск), СФТИ (Сухуми), ФЭИ (Обнинск), ФТИ им. А.Ф.Иоффе, завод "Двигатель" (Талинн), ЦНИИ КМ "Прометей" и многие другие. Полный цикл технологической и экспериментальной отработки КЯЭУ к 1985 году был завершен. Были подтверждены все основные параметры технического задания, в том числе мощность (~5,5 кВт), массогабаритные характеристики и полуторагодичный ресурс.

В рамках международной (США, Англия, Франция и Россия) программы "Топаз", одобренной правительствами США и России, в университете Нью-Мехико в 1991-1997 годах успешно прошли электроэнергетические испытания двух прототипов В-71 и Я21У, которые подтвердили приоритет нашей страны в области космической ядерной энергетики.

В 1967-м в ЦКБМ вливается ОКБ-4, основанное при заводе им. Я.М. Свердлова в 1956 году для создания специального дистанционно-управляемого оборудования для атомной науки и техники.
За эти годы ЦКБМ разработало и изготовило огромное количество дистанционно-управляемых станков, манипуляторов, перегрузочных машин и другого оборудования горячих камер.
В области стационарной ядерной энергетики уникальным достижением стало создание перегрузочной машины РЗМ-488 для канальных реакторов типа РБМК.
Она обеспечивает транспортно-технологические операции перегрузки кассет с ядерным топливом как на остановленном, так и на работающих реакторах типа РБМК-1000 и РБМК-1500. С 1973 по 1988-й изготовлено 18 машин, которые до сих пор успешно эксплуатируются на Ленинградской, Курской, Смоленской, Игналинской и Чернобыльской атомных электростанциях. Для повышения безопасности эксплуатации АЭС проводится модернизация перегрузочной машины РЗМ-488 и приведение ее КД к современным требованиям нормативной документации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В области судовой атомной энергетики были созданы и внедрены комплексы оборудования: в 1972 году для перезарядки реакторов атомных ледоколов "Ленин" и "Арктика", в 1975-м для замены и ремонта установок ОК-500, в 1981-1982 годах для перезарядки ядерного топлива реакторов атомных ледоколов "Арктика" и "Сибирь", в 1986-м для агрегатной перегрузки атомных ледоколов.

Дистанционно-управляемое оборудование, обеспечивающее технологические операции с радиоактивными изделиями, было разработано, изготовлено и внедрено на АЭС (Белоярская, Нововоронежская, Ленинградская, Курская и др.), в исследовательских и промышленных учреждениях (РНЦ "Курчатовский институт", НИИАР, ЛИЯФ и др.), на комбинатах ("Маяк", в Томске и т.д.). Был разработан комплекс оборудования для первого в России завода РТ-1 по регенерации отработанного ядерного топлива, оборудование для камер разделки ядерных космических установок "Бук", "Тополь", "Ромашка", "Енисей". Это потребовало от разработчиков создания не имеющих аналогов фрезерных и токарных станков, станков резки и рубки, буровых станков, подъемно-поворотных столов, зажимных устройств, захватов и другого дистанционно-управляемого оборудования защитных горячих камер.

В рамках программы развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 годы и на период до 2010 года ЦКБМ поставлена актуальная для атомной энергетики задача создания комплексов оборудования для подготовки ОЯТ к длительному "сухому" хранению.
Разработана КД и поставляется оборудование комплекса "сухого" хранения ОЯТ для Ленинградской и Курской АЭС, проводятся работы для Смоленской АЭС и ГХК.
По программе конверсии предприятие разрабатывает и поставляет насосы для химии и металлургии, турбомолекулярные насосы, специальное оборудование для работы в агрессивных средах и др.

На протяжении всего существования ЦКБМ успешно разрабатывало, изготавливало и внедряло оборудование для атомной промышленности, не имеющее аналогов или как минимум не уступающее, а по многим показателям и превосходящее аналогичное зарубежное оборудование, что позволило обеспечить патентную защиту разработок.
Заслуги ЦКБМ в создании новой техники получили высокую оценку: в 1970 году предприятие было награждено орденом Ленина; директор предприятия П.З. Черепанов и его заместитель В.И. Сергеев удостоены звания Героя Социалистического Труда, более 50 сотрудников стали лауреатами премий: государственных, ленинских, Совета министров СССР, Правительства РФ; многие сотрудники предприятия награждены орденами и медалями.

Официальный сайт АО ЦКБМ

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ ЦКБМ

Новости