Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2016 г. N 41573

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 24 февраля 2016 г. N 68

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, ОПЕРАТИВНОЙ
ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ АТОМНЫМ
СТАНЦИЯМ В СЛУЧАЯХ РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (НП-005-16).

Руководитель
А.В.АЛЕШИН



Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 24.02.2016 N 68

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, ОПЕРАТИВНОЙ
ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ АТОМНЫМ
СТАНЦИЯМ В СЛУЧАЯХ РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ"
(НП-005-16)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (далее - Положение) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).
2. Настоящее Положение устанавливает:
критерии объявления на атомных станциях (далее - АС) состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";
порядок объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";
порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС;
требования к организации оказания экстренной помощи АС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.
3. Требования настоящего Положения распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами всех типов.
4. Требования настоящего Положения должны выполняться при проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС.
Используемые термины и определения приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

II. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность"
и "Аварийная обстановка" на атомной станции

5. Критериями объявления состояния "Аварийная готовность" являются:
превышение значений мощностей доз в помещениях и на территории АС, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и зоне наблюдения, приведенных в приложении N 2 к настоящему Положению, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС;
внешнее воздействие природного и/или техногенного происхождения, взрыв, пожар или затопление на территории АС, нарушившие нормальную работу систем и/или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.
6. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная обстановка" должны использоваться:
значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении N 2 к настоящему Положению;
факт введения в действие административным руководством АС руководства по управлению запроектными авариями и/или руководства по управлению тяжелыми авариями.

III. Порядок объявления на атомной станции состояний
"Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

7. Решения об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает директор АС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения директор АС или лицо, исполняющее его обязанности, а при их отсутствии - начальник смены АС принимает решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его обязанности, решения об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание начальнику смены АС об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
9. Информация об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи.
10. После объявления на АС состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации.

IV. Порядок оповещения и передачи информации
при возникновении радиационно опасных ситуаций

11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании.
12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введения в действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Информирование участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным, исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации.
14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка", должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение.
15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС.
16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов радиационно опасной ситуации.

V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям
при возникновении радиационно опасных ситуаций

17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.
18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.
19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.
20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.
21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.
ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи:
анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;
оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;
разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;
анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;
подготовка рекомендаций по защите персонала;
подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;
подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;
проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:
по замене вышедшего из строя оборудования;
по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.
22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.
23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.
24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:
финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;
оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.
25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ).
26. КЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.
27. КЦ должен обеспечивать:
работу группы ОПАС;
информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;
функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.
28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:
средствами связи;
транспортными средствами;
документацией;
системой автоматизированного оповещения;
программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.
29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:
организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;
организацию оказания экстренной помощи АС;
порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;
регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;
порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;
перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.
30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций.
31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС.
32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.
33. АЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.
34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.
35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.
36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:
систем обеспечения жизнедеятельности;
средств связи с участниками аварийного реагирования;
технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;
технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;
технической документации для всех блоков данной АС;
средств аварийного электроснабжения АЦ.
37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.
38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.
39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:
контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);
контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.
40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС.
41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.
42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название ("Проверка", "Учение", "Тренировка").
43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации.
44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.
45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.
46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 22 и 23 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.





Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи
информации и организации экстренной
помощи атомным станциям
в случаях радиационно опасных
ситуаций", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24.02.2016 N 68

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Аварийное реагирование - согласованные действия эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций.
2. Радиационно опасная ситуация - авария на АС либо угроза возникновения аварии на АС вследствие внешних воздействий природного и техногенного происхождения, террористических актов или изменения технологических параметров АС.
3. Состояние "Аварийная готовность" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" с установлением объектового уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.
4. Состояние "Аварийная обстановка" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация" с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.





Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи
информации и организации экстренной
помощи атомным станциям
в случаях радиационно опасных
ситуаций", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24.02.2016 N 68

ЗНАЧЕНИЯ
МОЩНОСТЕЙ ДОЗ В ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ТЕРРИТОРИИ АТОМНОЙ СТАНЦИИ,
В САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЕ И ЗОНЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ
КОТОРЫХ ОБЪЯВЛЯЮТСЯ СОСТОЯНИЯ "АВАРИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ"
И "АВАРИЙНАЯ ОБСТАНОВКА"

Критерий для определения состояния    Состояние
    "Аварийная готовность"    "Аварийная обстановка"
Помещения постоянного пребывания персонала зоны контролируемого доступа    10 мкЗв/ч    600 мкЗв/ч
Территория промплощадки и СЗЗ    2,5 мкЗв/ч    200 мкЗв/ч
Территория зоны наблюдения АС    0,1 мкЗв/ч <*>
20 мкЗв/ч

--------------------------------
<*> Превышение естественного радиационного фона.

Новости