NP-015-12.rtf

Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2013 г. N 27011

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 18 сентября 2012 г. N 518

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ
НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (НП-015-12).

Врио руководителя
А.В.ФЕРАПОНТОВ


Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 18 сентября 2012 г. N 518


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ
НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"
(НП-015-12)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (далее - Типовое содержание) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; N 26, ст. 3446), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549).
2. Типовое содержание устанавливает основные требования к содержанию планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции (далее - План мероприятий по защите).
3. План мероприятий по защите предусматривает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий по защите персонала атомной станции при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.
4. План мероприятий по защите разрабатывается администрацией атомной станции в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145; N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339), и с настоящим Типовым содержанием на основе радиационных последствий наиболее тяжелой запроектной аварии, рассмотренной разработчиками проекта атомной станции, с учетом фаз развития аварии "ранней, средней и поздней", а также других факторов природного и техногенного происхождения, попадающих под критерии чрезвычайной ситуации.
5. План мероприятий по защите, разрабатываемый на атомной станции, состоит из текста основной части и приложений. Текст основной части включает одиннадцать разделов:
1) общие положения;
2) краткая географическая и социально-экономическая характеристика района размещения атомной станции;
3) основные данные для планирования мероприятий по защите персонала;
4) краткая оценка возможной обстановки на атомной станции при возникновении чрезвычайной ситуации;
5) основные критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения режимов функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация");
6) организация оповещения, связи и информационного обмена;
7) порядок приведения в готовность и развертывания органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления), сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации;
8) мероприятия по защите персонала при объявлении состояния "Аварийная готовность" (режим функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность");
9) мероприятия по защите персонала при объявлении состояния "Аварийная обстановка" (режим функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация");
10) ликвидация чрезвычайных ситуаций на атомной станции, привлекаемые силы и средства;
11) обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации на атомной станции.
6. План мероприятий по защите подписывается директором атомной станции, согласовывается руководителями территориальных органов МЧС России, ФСБ России, МВД России, ФМБА России, Росгидромета, организацией - разработчиком проекта атомной станции и представляется на утверждение в эксплуатирующую организацию.
7. План мероприятий по защите должен быть разработан до завоза ядерного топлива на первый блок атомной станции перед его физическим пуском, согласован, утвержден и обеспечен материальными и финансовыми ресурсами. В нем должны быть отражены особенности реакторной установки и место расположения атомной станции. К этому моменту на атомной станции должны быть выполнены проектные решения по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны.
8. Корректировка Плана мероприятий по защите осуществляется посредством внесения изменений и дополнений на основании извещений, утвержденных эксплуатирующей организацией. Порядок согласования и утверждения изменений и дополнений аналогичен порядку первоначального согласования и утверждения Плана мероприятий по защите.
9. Необходимость корректировки Плана мероприятий по защите определяется по результатам реконструкции действующих блоков станции, по материалам актов-предписаний органов государственного регулирования безопасности, при введении новой нормативной документации и по результатам тренировок (комплексных учений).
10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на атомной станции органы управления, силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повседневной деятельности.
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории промплощадки атомной станции и (или) в пределах санитарно-защитной зоны решением директора атомной станции может устанавливаться один из следующих режимов функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
режим "Повышенная готовность" (состояние "Аварийная готовность") - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим "Чрезвычайная ситуация" (состояние "Аварийная обстановка") - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
11. Действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на атомной станции выполняются в соответствии с Планом мероприятий по защите.
12. Типовое содержание Плана мероприятий по защите (структура, последовательность расположения и оформления элементов титульного листа, листов согласований, разделов) приводится в приложении.

Приложение
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Типовое
содержание плана мероприятий по защите
персонала в случае аварии на атомной
станции", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 18 сентября 2012 г. N 518

          Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

                       Открытое акционерное общество
             "Российский концерн по производству электрической
                  и тепловой энергии на атомных станциях"

        Филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "...... атомная станция"

                                        УТВЕРЖДАЮ
                                    Заместитель Генерального директора -
                                    директор по производству и эксплуатации
                                    АЭС ОАО "Концерн Росэнергоатом"
                                        __________ (инициалы, фамилия)
                                        (подпись)
                                        (дата)

                                   ПЛАН
                      МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА
                               (наименование атомной станции)
            В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА -------------------------------

                                    Заместитель
                                    Генерального директора -
                                    директор филиала
                                    ОАО "Концерн Росэнергоатом"
                                    (наименование АС)
                                    -------------------
                                    __________ (инициалы, фамилия)
                                    (подпись)
                                    (дата)

                             (год утверждения)

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального
органа МЧС России

СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального
органа МВД России
на региональном уровне

СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального
органа ФМБА России

СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального
органа ФСБ России

СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального
органа Росгидромета

СОГЛАСОВАНО
Организация - разработчик проекта АС

Лист согласований должностных лиц АС и разработчиков
отдельных разделов Плана мероприятий по защите

    Раздел, приложение            Должность, Ф.И.О.            Подпись, дата   
            1                             2                          3         

Лист регистрации пересмотра и изменений Плана мероприятий
по защите

Изменение           Количество листов          Всего листов
   в Плане   
 мероприятий
  по защите        Номер  
извещения    Подпись    Дата
    изме-  
ненных     заме-
ненных    новых    изъятых                 
    1            2         3         4         5              6              7           8         9

Список сокращений

АС                - атомная станция
АСДНР             - аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСКРО             - автоматизированная система контроля радиационной
                    обстановки
АХОВ              - аварийно химически опасные вещества
АЦ АС             - внутренний аварийный центр в составе ЗПУПД АС
АЦ Г              - внешний аварийный центр в составе ЗПУПД Г
АЦ                - аварийный центр
БПУ (БЩУ)         - блочный пункт управления (блочный щит управления)
ВВ                - внутренние войска
ВО                - ведомственная охрана
ГО                - гражданская оборона
Группа ОПАС       - группа оказания экстренной помощи АС
ГСМ               - горюче-смазочные материалы
ДИО               - дирекция информационного обеспечения
ЗН                - зона наблюдения
ЗПУПД АС          - защищенный пункт управления противоаварийными
                    действиями на территории АС
ЗПУПД Г           - защищенный пункт управления противоаварийными
                    действиями в городе при АС
ЗПУПД РЭ          - защищенный пункт управления противоаварийными
                    действиями в районе эвакуации АС
ЗПУПД             - защищенный пункт управления противоаварийными
                    действиями
КПП               - контрольно-пропускной пункт
КСДС              - комплексная система диспетчерской связи службы
                    безопасности и ведомственной охраны
КТО               - конструкторско-технологический отдел
КЦ                - Кризисный центр эксплуатирующей организации
КЧСПБО            - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
                    ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АС
КЧСПБК            - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
                    ситуаций и обеспечению пожарной безопасности концерна
ЛВРК              - лаборатория внешнего радиационного контроля
ЛСО               - локальная система оповещения
МСЧ               - медико-санитарная часть
МТО               - материально-техническое обеспечение
НАСФ              - нештатные аварийно-спасательные формирования
НСБ               - начальник смены блока
НСГ               - нештатная спасательная группа
НСС               - начальник смены станции
ОДУ (РДУ)         - объединенное диспетчерское управление (региональное
                    диспетчерское управление)
ОЗИ               - отдел защиты информации
ОДО               - оперативно-дежурный отдел
ОКЧС              - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
                    ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
                    Госкорпорации "Росатом"
ППУ               - подвижной пункт управления
ППЭ               - промежуточный пункт эвакуации
ПРУ               - противорадиационное укрытие
ПТО               - производственно-технический отдел
ПуСО              - пункт специальной обработки
ПЭП               - приемный эвакуационный пункт
РАР               - руководитель аварийными работами
РПУ (РЩУ)         - резервный пункт управления (резервный щит управления)
РСЧС              - единая государственная система предупреждения и
                    ликвидации чрезвычайных ситуаций
РТП               - руководитель тушения пожара
РУ                - реакторная установка
РХЗ               - служба радиационной и химической защиты
СВФ               - специальное ведомственное формирование
СЗЗ               - санитарно-защитная зона
СИЗ               - средства индивидуальной защиты
СОО               - станция обеззараживания одежды
СОП               - санитарно-обмывочный пункт
СОТ               - станция обеззараживания техники
СЧСО              - система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
                    ситуаций на АС
СЭП               - сборный эвакуационный пункт
ФПС               - Федеральная противопожарная служба Государственной
                    противопожарной службы
ФГУП АТЦ          - Федеральное Государственное унитарное предприятие
СПб                 "Аварийно-технический центр Минатома России" (г. Санкт-
                    Петербург)
УКС (ОКС)         - управление капитального строительства (отдел
                    капитального строительства)
ЧС                - чрезвычайная ситуация

1. Общие положения

1.1. План мероприятий по защите персонала разрабатывается с учетом рекомендаций МЧС России по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах.
1.2. Требования Плана мероприятий по защите распространяются на персонал АС, личный состав воинской части (подразделения) ВВ и органа внутренних дел МВД России, охраняющих и обслуживающих АС, и объектовых подразделений ФПС по охране АС, персонал организаций (предприятий), обеспечивающих функционирование АС всех типов РУ (в период их ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации), и подлежат исполнению на площадке АС и в пределах СЗЗ.
1.3. Решение на введение в действие Плана мероприятий по защите принимает директор АС (или лицо, его замещающее), а в случае их отсутствия на АС - НСС.
1.4. План мероприятий по защите вводится в действие в случае принятия решения об объявлении состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка", а также при воздействии других факторов природного и техногенного характера, подпадающих под критерии ЧС, при угрозе и проведении террористического акта.

2. Краткая характеристика АС и района размещения АС

2.1. Краткое описание АС

Приводится тип, количество блоков и их электрическая мощность, основное и резервное энергообеспечение систем и оборудования АС; краткая характеристика основных производственных зданий и сооружений с указанием наибольшей и наименьшей численности работающего в них персонала и режима работы, включая личный состав воинской части (подразделения) ВВ МВД России, охраняющей АС, личный состав подразделения ФПС; транспортные коммуникации, гидротехнические сооружения; характеристики вентиляционных труб для удаления газообразных и аэрозольных сред. План площадки АС выполняется в соответствии с приложением N 1 к Плану мероприятий по защите.

2.2. Краткая характеристика района размещения АС

2.2.1. Краткое описание города при АС (площадь, численность населения, перечень основных промышленных предприятий, расстояние от площадки АС, возможности оповещения, укрытия и эвакуации персонала АС, дорожная и железнодорожная сеть, водоснабжение, транспортные коммуникации между городом и АС). План города при АС выполняется в соответствии с приложением N 2 к Плану мероприятий по защите.
2.2.2. Краткое описание особенностей природной среды и климатических условий месторасположения АС: характеристика ландшафта, поверхностных и подземных вод, метеорологические условия (скорость и направление ветра, их повторяемость, температура воздуха по сезонам), сейсмическая и геодинамическая характеристики площадки, явления и факторы природного происхождения, обнаруженные в районе расположения АС, которые могут привести к нарушениям в работе АС и рассмотрены в проекте АС разработчиками РУ(АС).
2.2.3. Краткое описание СЗЗ и ЗН (границы и размеры зон, их структурные элементы, полосы отчуждения, организации, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а для СЗЗ также их численность и режимы работы). План СЗЗ и ЗН выполняется в соответствии с приложением N 3 к Плану мероприятий по защите.
2.2.4. Радиационно и химически опасные, а также взрыво- и пожароопасные предприятия и объекты, гидротехнические сооружения в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения. План зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения АС выполняется в соответствии с приложением N 4 к Плану мероприятий по защите.
2.2.5. Список населенных пунктов в ЗН с указанием численности их населения, расстояния от площадки АС, возможности оповещения.

3. Основные данные для планирования мероприятий
по защите персонала

3.1. Размеры зон, прогноз доз внешнего и внутреннего облучения персонала при тяжелой запроектной аварии (запроектная авария определяется разработчиками проекта АС) в наихудших погодных условиях. Исходные события, временная последовательность и возможные пути развития аварии, оценка радиационной обстановки в помещениях АС, на площадке АС, СЗЗ и ЗН, оценка активности и радионуклидного состава аварийного выброса и сброса.
Расчет размеров зон радиоактивного загрязнения, доз внешнего и внутреннего облучения при запроектной аварии выполняется в соответствии с приложением N 5 к Плану мероприятий по защите.
3.2. Расположение защищенных пунктов управления противоаварийными действиями на территории АС, в городе при АС и в районе эвакуации АС. Оснащение аварийных центров программно-техническими комплексами, системой передачи данных, средствами связи и документацией.
3.3. Расположение защитных сооружений АС.
3.4. Данные о численности подлежащего эвакуации персонала АС и персонала организаций, обеспечивающих функционирование АС (далее - персонала).
3.5. Районы эвакуации АС и маршруты эвакуации персонала.
3.6. Данные о состоянии дорожно-транспортной сети, о состоянии транспорта.
3.7. Краткое описание организации радиационного контроля на площадке АС, в СЗЗ и ЗН, расположение постов контроля. Наличие и характеристики АСКРО.
3.8. Наличие и характеристики ЛСО (основные характеристики в соответствии с паспортными данными и фактической зоной действия).
3.9. Наименование и количество АХОВ на АС, их размещение, объемы, основные поражающие факторы. Выбор АХОВ, определяющих химическую обстановку в районе аварии, поражающие факторы, их особенности и другие необходимые параметры; расчет размеров зоны химического заражения при выбросе (разливе) АХОВ.
Расчет и нанесение размеров прогнозируемой зоны химического заражения при выбросе (разливе) АХОВ на АС выполняется в соответствии с приложениями N 6 и N 7 к Плану мероприятий по защите.
3.10. Неблагоприятные факторы внешних воздействий природного происхождения в районе АС, подпадающие под критерии информации о ЧС и требующие проведения мероприятий по защите персонала (в соответствии с критериями информации о ЧС).
3.11. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты (номенклатура, объем и места хранения СИЗ и радиометрических и дозиметрических приборов, медикаментов и средств дезактивации и санитарной обработки).
3.12. Финансовые и материальные ресурсы для ликвидации ЧС.

4. Краткая оценка возможной обстановки на АС
при возникновении ЧС

4.1. Краткая оценка возможной обстановки на площадке АС и в СЗЗ при радиационной аварии:
1) краткая характеристика зон (зоны планирования защитных мероприятий, зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации, зоны контролируемого доступа, зоны свободного доступа) с учетом особенностей размещения АС при рассматриваемой запроектной аварии;
2) определение численности персонала, который может быть подвергнут воздействию радиационных факторов (на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения);
3) основные показатели эвакуации персонала на основе прогнозных данных радиационной аварии (количество эвакуируемых, планируемые районы эвакуации, количество транспортных единиц, планируемый вывоз и сроки эвакуации).
4.2. Оценка возможной обстановки при химической аварии:
1) характеристика зоны заражения;
2) вероятное количество пострадавших;
3) необходимость проведения защитных мероприятий.
4.3. Оценка возможной обстановки при внешних воздействиях с учетом характеристик конструкций сооружений и зданий:
1) масштаб и характер возможных разрушений, затоплений, повреждений;
2) возможные пожары;
3) необходимость проведения защитных мероприятий.
4.4. Оценка возможной обстановки при пожаре.
4.5. Общие выводы из оценки возможной обстановки на АС при ЧС. Прогнозируемая обстановка в результате ЧС на АС наносится на План площадки, План СЗЗ и зоны наблюдения, План города при АС, план зоны возможного опасного радиоактивного заражения в зависимости от масштабов аварии, а обстановка, складывающаяся в результате аварии, - на заранее подготовленную топографическую карту района расположения АС (схему) или электронные версии планов и схем.

5. Основные критерии для объявления состояния
"Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения
режима функционирования СЧСО "Повышенная готовность"
или "Чрезвычайная ситуация")

Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения режима функционирования СЧСО "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация") устанавливаются в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, определяющими порядок объявления аварийной обстановки.

6. Организация оповещения, связи и информационного обмена

6.1. Наличие средств оповещения, связи и информационного обмена, используемых и задействованных при угрозе и возникновении ЧС.
6.2. Порядок функционирования узлов связи и сроки передачи оперативной информации. Порядок использования технических, программных и информационных средств АЦ АС и АЦ Г, ППУ РАР при угрозе и возникновении ЧС.
6.3. Организация оповещения на АС при угрозе и возникновении ЧС. Система автоматического оповещения членов КЧСО и руководства АС. Список абонентов оповещения о состоянии "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" на АС. Схема оповещения при угрозе и возникновении аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 8 к Плану мероприятий по защите.
6.4. Организация связи с силами и средствами АС. Порядок оповещения и передачи информации об обстановке, предпринимаемых действиях, связь с формированиями АС при проведении разведки, вводе сил и средств в зону ЧС, проведении АСДНР.
6.5. Организация связи и информационного обмена с привлекаемыми силами и средствами для проведения АСДНР.
6.6. Организация информационного взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации. Порядок подготовки сообщений (донесений) и информирования общественности при угрозе и возникновении ЧС.
6.7. Организация информационного обмена и передачи сообщений между АЦ АС и АЦ Г (внутренним и внешним), ЗПУПД РЭ, КЦ, ППУ РАР и другими абонентами СЧСК и СЧСО, в том числе и КСДС.
6.8. Организация информационного обмена между руководством АС, эксплуатирующей организацией, Госкорпорацией "Росатом", главами муниципального образования (города при АС) и субъекта РФ (округа), где расположена АС.
Схема организации связи и передачи информации при возникновении аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 9 к Плану мероприятий по защите.

7. Порядок приведения в готовность и развертывания
органов управления, сил и средств наблюдения и контроля,
сил и средств системы ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций

7.1. При разработке мероприятий следует учитывать, что управление силами и средствами наблюдения и контроля, силами ликвидации ЧС и управление локализацией (ликвидацией ЧС) осуществляется НСС с БПУ или с РПУ (в зависимости от складывающейся обстановки) аварийного блока, РАР с ЗПУПД АС или ППУ РАР. В случае создания на территории АС неблагоприятной радиационной обстановки управление силами и средствами осуществляется с ЗПУПДГ.
7.2. Порядок приведения в готовность и развертывания органов управления, сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС определяет следующие организационные мероприятия:
7.2.1. Приведение в готовность органов управления. Место и время сбора КЧСО. Действия НСС по приведению в готовность органов управления до прибытия на станцию директора АС.
7.2.2. Приведение в готовность к работе ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ, АЦ АС и АЦ Г.
7.2.3. Порядок передачи управления между пунктами управления, порядок постановки задач силам.
7.2.4. Приведение в готовность, развертывание сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС, их состав, сроки готовности, места развертывания. Состав и оснащение сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС определяются приложением N 10 к Плану мероприятий по защите. План-график приведения в готовность органов управления, сил наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 11 к Плану мероприятий по защите.
7.3. Управление силами и средствами по локализации (ликвидации) ЧС на АС. Схема управления силами и средствами ликвидации ЧС на АС составляется в соответствии с приложением N 12 к Плану мероприятий по защите.

8. Мероприятия по защите персонала при объявлении
состояния "Аварийная готовность" (режим функционирования
СЧСО "Повышенная готовность")

8.1. Действия НСС, оперативного персонала. Календарный план-график действий НСС при угрозе и возникновении ЧС на АС разрабатываются в соответствии с приложением N 13 к Плану мероприятий по защите.
8.2. Действия руководства АС. Календарный план-график действий директора АС разрабатывается в соответствии с приложением N 14 к Плану мероприятий по защите.
8.3. Порядок проведения мероприятий по защите персонала:
приведение в готовность сил и средств АС;
приведение в готовность автотранспорта для эвакуации персонала;
обеспечение персонала СИЗ и приборами радиационного контроля;
обеспечение готовности защитных сооружений к приему персонала;
проведение профилактических противопожарных мероприятий;
приведение в готовность сил и средств медицинской защиты для оказания (при необходимости) первой медицинской помощи персоналу;
составление перечня должностных лиц (должность, количество, рабочее место), остающихся на рабочих местах с момента возникновения аварии до распоряжения РАР.
8.4. Порядок, объем и сроки передачи оперативной и текущей (дополнительной) информации об обстановке на АС.
Календарный план-график проведения основных мероприятий в случае аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 15 к Плану мероприятий по защите.

9. Мероприятия по защите персонала при объявлении
состояния "Аварийная обстановка" (режим функционирования
СЧСО "Чрезвычайная ситуация")

9.1. Действия руководства АС, НСС и оперативного персонала
при объявлении состояния "Аварийная обстановка"

9.1.1. Действия НСС (оповещение, принятие решения о применении СИЗ и коллективной защиты, проведение йодной профилактики, оказание первой помощи пострадавшим, проведение экстренной эвакуации). Действия НСС разрабатываются в соответствии с приложением N 13 к Плану мероприятий по защите.
9.1.2. Действия оперативного персонала (сообщение об обстановке должностным лицам в порядке подчиненности вплоть до НСС, оказание помощи пострадавшим, принятие необходимых и доступных мер по устранению аварии).
9.1.3. Действия руководства АС на ранней фазе развития аварии (выбор основных мер по защите, экстренная оценка аварийных доз облучения, применение СИЗ, обеспечение приборами радиационного и дозиметрического контроля, определение порядка укрытия в защитных сооружениях, проведение йодной профилактики, оказание медицинской помощи, другие защитные мероприятия, определение объемов, сроков, привлекаемых сил и средств для их проведения).
Перечень документов, разрабатываемых руководством АС для регламентации действий руководства и персонала АС в случае радиационной аварии, в соответствии с приложением N 16 к Плану мероприятий по защите.
9.1.4. Действия руководства АС на средней фазе развития аварии (предупреждение дальнейшего развития аварии и управление аварией, локализация (ликвидация) и ограничение радиационных последствий аварии, организация медицинской помощи, индивидуальной защиты персонала, проведение расширенного радиационного контроля и других необходимых мероприятий).

9.2. Радиационная защита

9.2.1. Меры по защите персонала на ранней фазе развития аварии:
а) основные меры по защите персонала:
укрытие персонала;
экстренная эвакуация;
применение СИЗ органов дыхания и кожных покровов;
проведение йодной профилактики;
б) экстренная оценка аварийных доз облучения (кто проводит, прогнозируемые дозы);
в) оказание первой помощи пострадавшим;
г) определение (расчет) времени пребывания персонала на площадке АС (в зоне радиационной аварии);
д) контроль радиационного загрязнения спецодежды и кожных покровов при выходе из зоны планирования защитных мероприятий и при эвакуации персонала с площадки АС;
е) санитарная обработка персонала;
ж) исключение или ограничение (при необходимости) потребления воды и продуктов питания;
з) инструктаж персонала о мерах по радиационной защите;
и) выдача и использование приборов дозиметрического контроля и индивидуальных дозиметров;
к) оценка радиационной обстановки, контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала.
9.2.2. Меры по защите персонала на средней фазе развития аварии:
а) обоснование планируемого облучения выше установленных пределов доз (при необходимости);
б) локализация (ликвидация) радиоактивного загрязнения;
в) индивидуальная защита персонала (применение СИЗ, противорадиационных медицинских препаратов);
г) проведение расширенного радиационного контроля с учетом особенностей и условий выполняемых работ;
д) организация контроля доступа персонала в радиоактивно загрязненные помещения для выполнения работ;
е) организация дозиметрического оперативного контроля и индивидуального учета доз облучения персонала, занятого проведением АСДНР;
ж) порядок выдачи СИЗ и дозиметров персоналу, занятому проведением АСДНР (запас СИЗ и дозиметров должен быть не менее двух комплектов на каждого участника проведения АСДНР);
з) комплексное применение медицинских противорадиационных средств (при необходимости);
и) инструктаж персонала до начала работ в радиационно опасных условиях о мерах по защите и о возможных индивидуальных дозах облучения.
Порядок проведения дезактивации одежды и СИЗ при радиоактивном загрязнении (в соответствии с СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 157 (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2003 г., регистрационный N 5298).
9.2.3. Порядок проведения санитарной обработки (места расположения ПуСО, резерв спецодежды и обуви, дозиметрический контроль, численность персонала, который может быть подвергнут санитарной обработке, запас дезактивирующих средств).
9.2.4. Меры по защите персонала на поздней фазе развития аварии (планируемые мероприятия, меры по защите при их проведении).
Меры по радиационной защите персонала определяются, исходя из задач, решаемых на этой фазе развития аварии, при реализации которых может быть нанесен вред здоровью персонала:
выполнение аварийно-восстановительных работ;
дезактивация загрязненных помещений, зданий и территорий АС;
сбор и транспортировка радиоактивных отходов;
реабилитация (при необходимости) загрязненных территорий.
Решения о мерах по защите принимаются при определении задач, которые должны быть реализованы на поздней фазе развития аварии, с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

Новости