Приложение N 16

ДОКУМЕНТЫ,
РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ АДМИНИСТРАЦИЕЙ АС ДЛЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДСТВА И ПЕРСОНАЛА АС ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

1. Карты действий персонала по сигналу "Аварийная обстановка".
2. Карточки оповещения.
3. Организация пункта сбора органов управления и сил СЧСО.
4. Организационная структура групп противоаварийного реагирования и их задачи.
5. Порядок сбора членов групп противоаварийного реагирования.
6. Логическая схема действий НСС по оповещению при возникновении ЧС на АС.
7. Карточки действий групп противоаварийного реагирования.
8. Карты информационных сообщений групп противоаварийного реагирования.
9. Схема движения информационных сообщений.
10. Схемы взаимодействия групп противоаварийного реагирования между собой и с привлекаемыми силами.
11. Порядок формирования системы постоянно действующих дежурных бригад и организации дежурств при радиационной аварии на АС.
12. Организация диагностики и прогноза состояния окружающей среды и функционирования РУ.
13. Рабочие документы для групп противоаварийного реагирования.
 

Приложение N 17

Расчет
укрытия персонала АС и других организаций на площадке АС

 Структурное
подразделение
     АС          Подлежат
укрытию,
  чел.                                               Укрывается, чел.                                         
                                           в том числе:                                            всего     
                 в убежищах                в подвальных и других   
 заглубленных помещениях         в наземных зданиях и   
       сооружениях            коли-  
чество,
чел.       % от  
общего
коли-
чества
укры-
ваемых
          номер   
защитного
сооружения    коли-  
чество,
чел.          % от   
  общего  
количества    место  
распо-
ложения    коли-  
чество,
чел           % от   
  общего  
количества
укрываемых    место  
распо-
ложения    коли-  
чество,
чел.          % от   
  общего  
количества
укрываемых        
      1             2            3            4           5            6          7           8            9         10           11          12         13  
    Всего                                                    

Приложение N 18

Календарный план-график
проведения мероприятий по эвакуации персонала АС

Мероприятие    Ответственный
 исполнитель
 (должность,
   Ф.И.О,    
  телефон)           Место    
 проведения  
(размещения):
 населенный  
пункт, улица,
    дом,     
  защитное   
 сооружение          Срок    
 проведения
(оперативное
   время)         Срок проведения мероприятия   
      (календарное время)           Примечания
                  1-й час        2-й час        часы      
                   мин.           мин.        3         12    
                15    30    45    60    15    30    45    60                
     1               2                3               4          5     6     7     8     9     10    11    12    13    14    15        16    
                                   1. При радиационной аварии                                   
                                                            
                                    2. При химической аварии                                    
                                                            
                   3. При возникновении других ЧС (пожар, внешние воздействия)                  
                                                            

Приложение N 19

Расчет
сил и средств медицинской защиты и обеспечения при аварии
на АС

Мероприятие
    по     
медицинской
 защите и  
обеспечению        Время    
  проведения
   (ранняя,  
   средняя,  
 поздняя фазы
   развития  
   аварии,   
АСДНР, пожар,
  химическая
   авария,   
   внешнее   
 воздействие)      Место   
проведения    Коли-  
чество,
чел.       Ответст-
венный      Привлекаемые
   силы и   
  средства  
 медицинской
   защиты       Приме-
чания
     1               2              3            4          5             6            7   
                        
 

Примечание.
В графах 1 - 5 должны быть указаны мероприятия, время и сроки их проведения, ответственные, привлекаемые силы и средства медицинской защиты для каждой АС.

Приложение N 20

РЕШЕНИЕ
РУКОВОДИТЕЛЯ АВАРИЙНЫХ РАБОТ НА АС О ПРОВЕДЕНИИ АСДНР

1. Решение руководителя аварийных работ на АС о проведении АСДНР включает:
а) краткие выводы из оценки обстановки;
б) замысел действий;
в) задачи силам и средствам по ликвидации ЧС, меры безопасности и меры по защите;
г) организацию взаимодействия;
д) основы организации управления;
е) обеспечение действий сил и средств ликвидации ЧС;
ж) другие необходимые данные.
а) краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах ЧС, степени опасности для персонала, границах зон, видах, объемах предстоящих АСДНР и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях, потребностях в силах и средствах для проведения АСДНР, обеспеченности и готовности к действиям сил и средств, метеорологической обстановке, особенности;
б) замысел действий включает:
- цели, главные задачи и последовательность проведения работ;
- объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий;
- этапы и способы решения задач;
- распределение сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для проведения работ;
- допустимые дозы облучения и порядок оформления планируемого повышенного облучения персонала (при необходимости);
в) задачи силам по ликвидации ЧС. При постановке задачи указываются:
- объекты (районы, участки) работ;
- силы и средства, последовательность и сроки проведения работ;
- объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств;
- меры безопасности и меры по обеспечению непрерывности работ;
- установленная доза облучения;
- порядок взаимодействия, сигналы управления и меры по защите (СИЗ, время работы, дозиметрический контроль, санитарная обработка, дезактивация);
г) взаимодействие формирований АС с формированиями других министерств и агентств, с территориальными силами (области, муниципального образования) организуется при принятии решения (с участием представителей взаимодействующих сил) и осуществляется при проведении АСДНР. Организация взаимодействия включает:
- уточнение границы объектов работ каждого формирования;
- установление порядка действий на смежных объектах (особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность или повлиять на их работу);
- согласование по времени и месту сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
- согласование сроков начала и завершения работ (ориентировочно);
- определение порядка обмена данными об обстановке, изменениях обстановки и о результатах работ на смежных объектах;
- установление порядка оказания экстренной взаимопомощи и действий при возникновении непредвиденных ситуаций;
- установление мест расположения пунктов управления, порядка информирования о ходе выполнения работ и способах связи;
д) организация управления АСДНР, места и время развертывания пунктов управления АСДНР, сигналы управления и оповещения, организация связи, порядок представления донесений о проведенных мероприятиях;
е) обеспечение действий сил и средств ликвидации ЧС (уяснение задачи, оценка обстановки в рамках своей ответственности (компетентности), готовность сил и средств обеспечения и их своевременный ввод в зону ЧС, постановка задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль за решением поставленных задач);
ж) другие необходимые данные.
2. Решение о проведении АСДНР оформляется документально с приложением (при необходимости) схем и расчетов. Задачи участвующим в проведении АСДНР формированиям ставятся в виде приказа РАР в соответствии с принятым решением.
В ходе проведения АСДНР задачи силам ликвидации ЧС, подчиненным РАР (директору АС), уточняются (при необходимости) распоряжениями (указаниями) руководителям формирований, отдаваемыми РАР устно, с последующим оформлением распоряжений документально.
При подготовке решения начинается планирование АСДНР, которое завершается после принятия решения и постановки задач силам по ликвидации ЧС. План проведения АСДНР оформляется в виде текста с приложением карт, схем, графиков и расчетов. План подписывается руководителем структурного подразделения АС, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, и утверждается РАР. Выписки из плана доводятся до всех руководителей формирований ликвидации ЧС на АС в части, их касающейся. В план могут вноситься корректировки в течение всего периода проведения АСДНР в зоне ЧС.
Складывающаяся в результате аварии и ликвидации ЧС обстановка наносится на карту (план, схему) соответствующего масштаба.
 

Приложение N 21

Состав, оснащение
сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС

   Силы и    
  средства,  
подчиненность       Место   
дислокации,
   связь   
 (средства
   связи:  
  телефон,
   факс и  
   др.),   
  решаемые
   задачи        Удаленность  
мест дислокации
территориальных
формирований и
воинских частей
   от АС, км          Время   
приведения
     в     
готовность,
     ч          Время  
прибытия
на АС, ч          Район     
 сосредоточения
 территориальных
 формирований и
 воинских частей
   (основных и  
   запасных).   
   Указываются  
   населенные   
   пункты, их   
расстояния до АС
и направления от
 АС (запад, юг и
 т.д.), рубежи и
   сроки ввода      Численность
 сил, чел.
      1               2                3                4            5                6                7     

                                                   Техническая оснащенность                                                    
 автомобильный транспорт, ед.                      инженерная техника, ед.                     техника РХ защиты,
        ед.              потребность в   
   заправке на    
обратный путь, л  
всего          в том числе           всего                        в том числе                            в том числе        бензином    дизельным
топливом
    лег-
ковой    гру-
зовой    специ-
альный    ав-  
тобус        специ-
альная    экска-
ваторы    буль-
дозеры    авто-
краны    пере-   
движная
электро-
станция     самос-
валы       другие
средства    мобиль-
ные    
лабора-
тории      комплексы  
(работотех-
нические)  
специальной
и сани-    
тарной     
обработки          
  8        9       10        11       12       13        14        15        16       17         18         19         20               21                22          23    

Приложение N 22

Состав
основных и дополнительных сил и средств, привлекаемых для
тушения пожара

   Силы и    
  средства   
 (основные и
привлекаемые)      Место   
дислокации    Средства
 связи         Время   
приведения
     в     
готовность,
    мин.        Время  
прибытия
 на АС,
  мин.      Численность
  личного  
 состава,  
   чел.          Пожарная  
  техника,  
     ед.    
                        всего    в том
числе
      1              2            3             4            5             6           7      8    9    10

Приложение N 23

Состав
сил и средств для проведения радиационной (химической)
разведки на аварийном блоке, на площадке АС, в СЗЗ и ЗН,
в городе при АС, в зоне возможного опасного радиоактивного
загрязнения АС

Формирования
радиационной
(химической)
  разведки      Числен-
ность,
чел.       Место   
сосредо-
точения,
средства
связи         Средства оснащения для проведения  
              разведки                   Маршрут ведения
 радиационной  
 (химической)  
   разведки    
 (указывается  
каждый маршрут)
            СИЗ         приборы, шт.         автотранс-
порт, ед.     
                радиационной
(химической)
  разведки      индиви-  
дуальные
дозиметры        
      1            2           3        4          5              6             7               8       

В графе 4 указываются отдельно фильтрующие противогазы, изолирующие противогазы, респираторы и их количество.
1. На отдельных листах в соответствующем масштабе к данному приложению разрабатываются схемы организации разведки:
- приложение 23.1 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки на аварийном блоке и площадке АС;
- приложение 23.2 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки в СЗЗ и ЗН;
- приложение 23.3 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки на территории города при АС;
- приложение 23.4 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения АС.
На схемах должны быть показаны маршруты и точки разведки, приведены таблицы расчета сил и средств для ведения разведки, порядок передачи данных разведки, средства передачи этих данных, средняя температура воздуха и скорость приземного ветра, условные обозначения.

Приложение N 24

Расчет
материально-технического обеспечения сил и средств,
привлекаемых для ликвидации ЧС на АС

Обслуживаемое
формирование     Материальные
  средства        Суточная  
потребность
материальных
  средств   
 участников
 ликвидации
     ЧС          Единицы
измерения      Срочность  
 обеспечения
  (в первую  
   очередь,  
  ежедневно,
периодически)    Кто    
обеспе-
чивает     Привлекаемые
   силы и   
  средства         Запасы   
материальных
  средств   
 (резервы)      Приме-
чания
      1               2               3              4              5             6            7               8            9   
                                  1. Продукты питания и питьевая вода                                   
                                
                               2. Обмундирование (одежда, белье, обувь)                                 
                                
                                3. СИЗ, приборы радиационного контроля                                  
                                
                                           4. Средства связи                                            
                                
                                 5. Технические средства и инструмент                                   
                                
                                       6. Транспортные средства                                         
                                
                      7. Ресурсы для функционирования технических и транспортных                        
                           средств (запчасти, электроэнергия, топливо, ГСМ)                             
                                
                      8. Растворы, рецептуры и вещества для специальной обработки                       
                                
                                    9. Другие категории обеспечения                                     
                                

Приложение N 25

Расчет
транспортного обеспечения эвакуации персонала с площадки
АС и СЗЗ АС

     Цеха, отдел,      
   подразделение АС,   
  прикомандированный   
персонал предприятия и
     организаций,      
    обеспечивающих     
  функционирование АС       Подлежат
эвакуации,
   чел.             Привлекаемый транспорт, ед.             Время   
  прибытия
транспорта,
     ч          Расчетное
 время на
эвакуацию,
     ч        Место размещения
  эвакуируемого  
   персонала в   
районе эвакуации
   (основной,    
запасной), Ф.И.О.
должностных лиц,
    телефон,     
 радиопозывные,  
другие данные для
 взаимодействия  
         автомобильный      железно-
дорожный     вод-
ный     воздуш-
ный                
        автобус    грузовой                        
           1                   2            3          4            5         6         7            8              9                10       
1.     С     территории
площадки  АС  и  СЗЗ  в
город при АС                                               
2.     С     территории
площадки  АС   и   СЗЗ,
минуя город при  АС,  в
район эвакуации АС                                         
 

Приложение N 26

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ

1. Решение об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" принимается директором АС (или лицом, его замещающим).
2. В случае невозможности доведения информации о складывающейся на АС обстановке до директора (лица, его замещающего) решение об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" имеет право принимать главный инженер АС (лицо, его замещающее).
3. При невозможности установления связи с директором и главным инженером АС (лицами, их замещающими) НСС самостоятельно принимает решение об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка".
О принятом решении НСС обязан немедленно проинформировать директора и главного инженера АС при установлении связи с ними.
4. Наличие в основных структурных подразделениях АС и у начальников аварийно-спасательных формирований выписок из Плана мероприятий по защите и доведение их до персонала в части, его касающейся.
5. Размещение в коридорах административно-бытового корпуса и основных цехов, в местах сбора персонала АС стендов, содержащих информацию о правилах и последовательности действий персонала в ЧС.
6. Ознакомление персонала с "Памяткой о действиях персонала при аварии или радиационно опасной ситуации" и карманными книгами участника СВФ по действиям в ЧС и в других ситуациях.
7. Проверка содержания Плана мероприятий по защите специалистами Ростехнадзора в ходе инспекций АС.
8. Проверка содержания Плана мероприятий по защите специалистами эксплуатирующей организации.
9. Проверка Плана мероприятий по защите в процессе проведения командно-штабных учений, тренировок и занятий с персоналом АС, в ходе плановых проверок готовности АС к локализации (ликвидации) ЧС, комплексных противоаварийных учений группой ОПАС и других мероприятий, проводимых эксплуатирующей организацией и АС совместно с подразделениями заинтересованных министерств и ведомств.
10. Ежемесячные проверки системы оповещения персонала, населения и организаций, осуществляющих строительство и обеспечивающих функционирование АС (в том числе личного состава подразделения ФПС) на площадке АС, СЗЗ и в зоне действия ЛСО, а также каналов линий связи с министерствами, ведомствами, организациями, задействованными в схеме оповещения. Проверка технической готовности средств оповещения и каналов (линий) связи и управления осуществляется ежедневно.
11. Ежегодное уточнение содержания информационно-справочной системы группы ОПАС на соответствие содержанию Плана мероприятий по защите.
12. Оформление в установленном порядке в соответствии с требованиями Норм радиационной безопасности планируемого повышенного облучения до 200 мЗв персонала АС, привлекаемого к ликвидации радиационной аварии.
13. Немедленный вывод из зоны облучения и направление на медицинское обследование лиц (персонала АС и личного состава привлекаемых формирований), подвергшихся внешнему облучению свыше 200 мЗв.
14. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС на АС, организацию их взаимодействия на площадке АС и в СЗЗ осуществляет РАР (директор или главный инженер АС). Решения РАР о ликвидации ЧС обязательны для всех, находящихся на площадке АС и в СЗЗ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
15. Организация работ по ликвидации ЧС в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, действующими в отрасли и в РСЧС.

Приложение N 27

(справочное)

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА АС, РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АС ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИИ НА АС

1. Указанные действия должностных лиц АС являются рекомендуемыми.
2. Разработанные на каждой АС действия должностных лиц должны быть включены в должностные инструкции руководителей структурных подразделений АС.

1. Основные действия оперативного персонала цехов (отделов,
лабораторий) АС

1.1. Оперативный персонал цехов (отделов, лабораторий) АС после получения информации о нарушении режима безопасной эксплуатации блока АС (или при личном обнаружении его признаков) в соответствии с должностными и эксплуатационными инструкциями немедленно докладывает НСС (НСБ) о нарушении и обеспечивает:
определение причин аварийной ситуации по показаниям приборов, работе приборов сигнализации и сообщениям с рабочих мест;
осмотр места возникновения нарушения и оценку масштабов аварийной ситуации;
принятие необходимых и доступных мер по оказанию помощи при несчастных случаях, угрозе жизни или переоблучении персонала;
локализацию (ликвидацию) аварийной ситуации и ее последствий;
участие оперативного персонала (в случае необходимости и целесообразности) в останове и расхолаживании РУ;
контроль условий и пределов безопасной эксплуатации, находящихся вне зоны аварийной ситуации оборудования и блоков;
ведение записей в оперативных журналах с отражением в хронологическом порядке срабатываний аварийной сигнализации и защит, отказов оборудования, принятых команд и указаний должностных лиц, выполненных оперативных действий и их результатов;
доклад о выполнении команд и указаний лицам, от которых они были приняты.
1.2. При срабатывании сигнализации радиационной опасности в помещениях зоны контролируемого доступа (включение световой и звуковой сигнализации) весь персонал должен немедленно прекратить работу, покинуть помещение и закрыть двери, предварительно отключив электроприборы, перекрыв льющуюся воду, опустив груз и т.д.
1.3. О срабатывании сигнализации необходимо поставить в известность непосредственного руководителя, оперативный персонал соответствующего структурного подразделения и службы радиационной безопасности. Продолжение работы может быть разрешено оперативным персоналом службы по обеспечению радиационной безопасности после установления причин срабатывания сигнализации.

2. Основные действия начальника смены отдела радиационной
безопасности АС

Начальник смены отдела радиационной безопасности АС обязан:
при срабатывании аварийной сигнализации аппаратуры контроля радиационной безопасности немедленно сообщить НСС показания приборов и перечень аварийных помещений (с указанием отметок);
при отсутствии на рабочем месте НСС немедленно сообщить по телефону начальникам смен цехов о срабатывании аварийной сигнализации в закрепленных за ними помещениях и сложившейся обстановке; принять меры по передаче информации НСС;
организовать экстренную оценку радиационной обстановки в зоне аварии (в первую очередь в местах нахождения персонала) и обеспечить ее проведение, уточнить границы радиоактивного загрязнения;
наметить безопасные маршруты вывода персонала, не участвующего в ликвидации аварийной ситуации, из аварийной зоны;
обеспечить контроль и регистрацию загрязнения спецодежды и кожных покровов выводимого персонала в санпропускниках;
обеспечить постоянный контроль и регистрацию величины радиоактивных выбросов из вентиляционных систем и активности сбросных вод;
на основании метеорологических данных на момент аварии (скорость ветра и его направление, температура и влажность наружного воздуха, состояние приземного слоя атмосферы и наличие осадков) дать НСС прогноз (на 4-й, 8-й и 24-й час с момента возникновения аварийной ситуации) развития аварии на площадке АС, в СЗЗ и за ее пределами.

3. Основные действия руководителя структурного
подразделения АС

Руководитель структурного подразделения АС после получения информации об объявлении состояния "Аварийная обстановка" (режим ЧС) прибывает на ЗПУПД АС (АЦ АС) и обязан:
проконтролировать получение сигналов оповещения об аварии персоналом подразделения, применение персоналом СИЗ и противорадиационных медицинских препаратов, проверить списочный состав и местонахождение персонала подразделений во время аварии;
организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим и их доставку в здравпункт, выделяя для этого (при необходимости) сопровождающих;
проконтролировать проведение йодной профилактики подчиненного персонала;
организовать вывод из работы закрепленного за подразделением оборудования, не влияющего на состояние безопасности АС, по согласованию с НСС;
обеспечить вывод из аварийной зоны персонала, не участвующего в оперативных переключениях и обслуживании основного оборудования, и проконтролировать его укрытие (в случае необходимости) согласно расчету;
составить список подчиненного персонала и прикомандированных к подразделению лиц с указанием их местонахождения в момент аварии, времени пребывания в аварийной зоне и маршрута выхода до места укрытия;
организовать своевременную замену оставленного на рабочих местах персонала (для вывода из работы оборудования), обеспечив его СИЗ, средствами радиационной и медицинской защиты;
заменить (при необходимости) персонал, который не в состоянии выполнять свои обязанности по согласованию с НСС;
организовать после получения приказа председателя КЧСПБО о переводе персонала подразделения в формирования НАСФ сбор в установленных местах личного состава, входящего в состав этих формирований;
проверить сбор и оснащение формирования и доложить руководителю подразделения АС, уполномоченного на решение задач в области защиты персонала и территорий от ЧС, о готовности своего подразделения к выполнению задач по ликвидации последствий аварии;
действовать в соответствии с указаниями директора АС (председателя КЧСПБО) и руководителя подразделения АС, уполномоченного на решение задач в области защиты персонала и территорий от ЧС;
проводить АСДНР на закрепленном за структурным подразделением участке с соблюдением мер безопасности.

Новости