3.3.1. Организация оповещения и связи

Предусматривает подробное изложение организации и порядка:
- передачи информации и оповещения в случае аварии или радиационно опасной ситуации с момента объявления на АС состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" в соответствии с пп. 6.3 и 6.4 Положения о порядке объявления аварийной обстановки;
- обеспечения функционирования системы передачи данных о работе блоков каждой АС;
- управления силами и средствами АС, а также привлекаемыми силами и средствами при проведении на АС и в СЗЗ СНР в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; связи с федеральными и региональными противоаварийными органами, местными органами власти и военным командованием; обмена информацией между ЗПУПД (на территории АС, в городе при АС и в районе эвакуации АС) и другими абонентами в соответствии с Планом мероприятий по защите.
3.3.1.1. Для передачи информации и сигналов оповещения используются имеющиеся каналы (линии) связи (основные и резервные) и задействуется ЛСО, а с мобильными подразделениями (при проведении разведки, вводе сил и средств в зону аварии, проведении СНР) - средства радиосвязи.
3.3.1.2. При организации внешних каналов связи для передачи данных между ЗПУПД (ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ) и между ними и Кризисным центром концерна "Росэнергоатом" должны использоваться каналы связи по кабельным, радиорелейным линиям и системам спутниковой связи. С каждой АС должно проходить по разным географическим трассам не менее трех информационных каналов.
3.3.1.3. Основными каналами связи, постоянно действующими в обычных условиях и в ЧС, должны быть проводные и радиорелейные междугородние линии. Спутниковые каналы связи являются резервными средствами и используются для передачи данных в Кризисный центр концерна "Росэнергоатом" и в СКЦ Минатома России при нарушениях в проводных и радиорелейных линиях связи.
3.3.1.4. Все средства связи АС должны обеспечивать круглосуточный прием и передачу необходимой информации по выделенным и коммутируемым каналам связи.
3.3.1.5. Для обеспечения оповещения и связи в режиме повышенной готовности (состояние "Аварийная готовность") и в чрезвычайном режиме (состояние "Аварийная обстановка") задействуются узлы связи ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ.
3.3.1.6. Надежность и устойчивость связи должна обеспечиваться комплексным использованием всех видов связи и узлов связи.
3.3.1.7. Оповещение в случае аварии или радиационно опасной ситуации должно содержать краткие рекомендации о мерах защиты от негативного воздействия последствий нарушения.
3.3.1.8. Устанавливаются следующие сроки передачи сведений:
- незамедлительно по установлении вне зависимости от времени суток уведомление в случае аварии или радиационно опасной ситуации;
- не позднее 1-го часа от начала аварии - наименование АС и номер блока АС, дата и время аварии, состояние блока до нарушения, радиационная обстановка в помещениях АС и на прилегающей территории, предполагаемые причины аварии, краткая характеристика аварии, суммарное количество радиоактивных продуктов, поступивших в окружающую среду при аварии, приблизительный изотопный состав выброса, состояние блока на время передачи информации, краткое описание метеоусловий в момент и после аварии в районе АС (температура воздуха, облачность, скорость и направление ветра на различных высотах);
- не позднее 2 часов с момента уведомления, в последующем ежесуточно к 6 часам (время московское) должна передаваться:
информация о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
информация о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
уточненная и дополнительная информация об аварийном выбросе, обстановке на АС, состоянии активной зоны, радиоактивном загрязнении в СЗЗ и на прилегающей территории, уровнях радиации (направляется дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом" по его требованию).
Приложение к разделу.
16. Схема организации оповещения и связи на АС (не приводится).

3.3.2. Приведение в готовность органов управления АС

Определяет организационные мероприятия, сроки приведения в готовность СЧСО и взаимодействие КЧСО с привлекаемыми формированиями при объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка".
3.3.2.1. Органами управления АС при объявлении состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" на АС являются КЧСО и КЧСК, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положениями об этих комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями.
3.3.2.2. Персональный состав КЧСО и КЧСК определяется приказами соответствующих руководителей.
3.3.2.3. Деятельность КЧСО включает планирование, подготовку и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС во взаимодействии с группой ОПАС, с Кризисным и Аварийно-техническим центрами концерна "Росэнергоатом", центрами технической поддержки Кризисного центра и группы ОПАС, территориальными органами управления по делам ГО и ЧС города при АС и области (автономного округа), на территории которого действует АС, и привлекаемыми силами и средствами других министерств и ведомств Российской Федерации. Организацию проведения указанных мероприятий осуществляет рабочий орган КЧСО - штаб по делам ГО и ЧС АС.
В данном разделе подробно излагаются все мероприятия, проводимые администрацией АС и штабом по делам ГО и ЧС каждой АС по приведению в готовность органов управления АС.
3.3.2.4. До прибытия на АС директора (главного инженера) и сбора членов КЧСО руководство работами по локализации нарушения и ликвидации его последствий осуществляется НСС.
3.3.2.5. Управление силами и средствами для локализации нарушения в работе АС и ликвидации его последствий осуществляется:
- НСС с БПУ (или с РПУ в зависимости от складывающейся обстановки) аварийного блока;
- РАР и председателем КЧСО с ЗПУПД АС. В случае создания на территории АС высокой радиационной обстановки управление силами и средствами осуществляется с ЗПУПД Г.
Вспомогательное управление осуществляется с ЗПУПД РЭ.
Приложения к разделу.
17. План-график приведения в готовность органов управления, служб и формирований ГО АС.
18. Организационная структура системы предупреждения и ликвидации ЧС на АС.
19. Состав и оснащение сил ГО АС.
20. Организация взаимодействия администрации АС с группой ОПАС.

3.3.3. Радиационная, химическая и общая разведка

Организовывается силами отдела радиационной безопасности и лаборатории внешней дозиметрии АС (лаборатории внешнего радиометрического контроля АС) и ведется комплексно и совместно с другими видами разведки. Организация радиационной разведки является важнейшей обязанностью всех начальников служб, командиров невоенизированных формирований ГО и штабов по делам ГО и ЧС АС.
На отделы радиационной безопасности АС совместно со штабами по делам ГО и ЧС АС возлагается планирование радиационной разведки, доведение задач до исполнителей, подготовка разведформирований, управление их действиями, сбор, анализ и обобщение данных, подготовка соответствующих докладов руководству ГО и вышестоящему штабу по делам ГО и ЧС.
3.3.3.1. Радиационная разведка проводится с целью своевременного обеспечения администрации АС и штаба по делам ГО и ЧС АС информацией о радиоактивном загрязнении и степени загрязнения на территории АС, в пределах СЗЗ и ЗН и в городе при АС.
Химическая разведка проводится с целью определения границ очага химического поражения СДЯВ и зоны загрязнения им, оценки количества выброшенного (разлитого) СДЯВ.
На основании радиационной и химической разведки принимаются меры по защите персонала АС и членов их семей.
Общая разведка проводится с целью определения: состояния и степени разрушения активной зоны реактора; выявления пожаров, их мест и степени опасности распространения, возможности вызова пожарами повторных взрывов или радиоактивных выбросов; поврежденных, задымленных и загазованных зданий и сооружений для нахождения в них пострадавших; наличия и степени тяжести аварий в коммунально-энергетических сетях и системах; наличия завалов на путях подхода и подъезда пожарной и другой техники к очагу аварии и местам пожаров и т.д.
На основании общей разведки определяется количество привлекаемых сил и средств для локализации аварии или ликвидации ее последствий.
3.3.3.2. На территории АС и в СЗЗ радиационная разведка ведется непрерывно. В пределах ЗН она проводится в местах расположения постоянных постов контроля и датчиков АСКРО (в первую очередь в направлении распространения аварийного выброса), на автомобильных дорогах и в населенных пунктах на маршруте промплощадка АС - город при АС, на маршрутах эвакуации (при возникновении ее необходимости).
3.3.3.3. При проведении радиационной разведки выполняется измерение мощности доз гамма-излучения по объемной активности радионуклидов йода-131 в атмосфере воздуха, отбор проб для спектрометрического анализа (в необходимых случаях) и установка предупреждающих знаков в местах контроля (с указанием на них мощности дозы и времени ее измерения), определение зон планирования защитных мероприятий и мероприятий по обязательной эвакуации населения; определение уровней радиации на местности, маршрутах движения, в местах проведения спасательных и других неотложных работ; поиск путей обхода или направления для преодоления загрязненных РВ различных поверхностей; метеорологическое наблюдение за радиоактивными выбросами и контроль за их распространением и др.
3.3.3.4. Результаты радиационной разведки оперативно (при наличии радиосвязи - немедленно по проведении измерений) передаются на ЗПУПД для обобщения и анализа.
3.3.3.5. На отдел радиационной безопасности АС возлагается организация взаимодействия и связи с привлекаемыми подразделениями радиационной и других видов разведки, определение единого органа сбора, обработки и передачи данных, полученных от всех подразделений разведки.
Приложения к разделу.
21. Силы и средства для проведения радиационной (химической) разведки на аварийном блоке, на промплощадке АС, в СЗЗ и ЗН.
22. Схемы организации ведения разведки силами АС.
23. Схема организации сбора, обработки и передачи данных всех видов разведки.

3.3.4. Радиационная защита

Организуется силами отдела радиационной безопасности АС с целью недопущения или ослабления радиационных поражений, вызываемых радиоактивным облучением человека, и включает:
3.3.4.1. Оценку данных всех видов разведки и радиационной обстановки на территории АС, в пределах СЗЗ и ЗН и выработку предложений администрации АС о защитных мерах на указанных территориях.
3.3.4.2. Оценку радиационной обстановки, контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.
3.3.4.3. Организацию наблюдения за радиационной обстановкой.
3.3.4.4. Ограничение пребывания персонала АС на промплощадке АС, загрязненной РВ, и установление режимов радиационной защиты персонала АС в зависимости от складывающейся обстановки в соответствии с Приложением 24.
3.3.4.5. Выбор основных мер защиты персонала (укрытие, йодная профилактика, эвакуация) по мощности дозы гамма-излучения и (или) по объемной активности йода-131 (осуществляется в соответствии с приложением 25 - не приводится).
3.3.4.6. Проведение санитарной обработки персонала.
3.3.4.7. Контроль загрязнения спецодежды и кожных покровов на выходе из ЗСР, а также личной одежды при эвакуации с территории АС.
3.3.4.8. Повторный контроль загрязненности тела (после дезактивации) и регистрацию мощности дозы в области желудка, легких и щитовидной железы (лица, имеющие локальные показания 5 мкЗв/ч и более, подлежат обследованию излучения человека на спектрометре).
3.3.4.9. Исключение или ограничение потребления воды и продуктов питания.
3.3.4.10. Определение мест хранения и количества аварийных запасов СИЗ, дозиметрических приборов и индивидуальных дозиметров, а также порядок их выдачи и использования.
3.3.4.11. Определение по согласованию с воинской частью войск РХБЗ Минобороны России, нацеленной на АС, мест развертывания ПУСО в СЗЗ и их подготовку.
3.3.4.12. Ликвидацию последствий радиоактивного загрязнения силами АС.
Приложения к разделу.
24. Режимы радиационной защиты персонала АС и членов их семей в зависимости от мощности эквивалентной дозы.
25. Графики определения мер защиты персонала на ранней фазе аварии (по мощности дозы гамма-излучения и объемной активности йода-131).
26. Методика экстренной оценки облучения щитовидной железы по результатам прямых измерений.
27. Перечень мест расстановки контрольных дозиметров (с указанием порядка их замены, обработки и использования результатов измерений).

3.3.5. Инженерная защита

Предусматривает организацию укрытия в защитных сооружениях ГО персонала АС на территории АС, укрытия персонала АС и членов их семей в городе при АС и в районе эвакуации АС.
3.3.5.1. На территории АС подлежат укрытию в убежищах персонал АС, рабочие и служащие предприятий и организаций (включая личный состав воинских и пожарных частей), обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность АС.
Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от радиоактивных продуктов разрушения ядерных энергоустановок и жизнедеятельность укрываемых в течение 5 сут., выдерживать нагрузки во фронте воздушной ударной волны 2 кгс/кв. см и иметь Кз, равный 5000.
3.3.5.2. В городе при АС подлежат укрытию в ПРУ проживающий в нем персонал АС и члены их семей.
ПРУ должны обеспечивать защиту укрываемых от радиоактивных продуктов разрушения ядерных энергоустановок и жизнедеятельность укрываемых в течение 5 сут., выдерживать нагрузки во фронте воздушной ударной волны 0,2 кгс/кв. см и иметь Кз, равный 1000.
3.3.5.3. В районе эвакуации персонал АС и члены их семей подлежат укрытию в ПРУ, имеющих Кз не менее 200.
3.3.5.4. Защитные сооружения ГО должны содержаться в постоянной готовности к приему укрываемого персонала АС и членов их семей.
Для практического решения вопроса о содержании защитных сооружений в постоянной готовности к приему укрываемых на каждой АС создается служба убежищ и укрытий ГО АС, которая в своей деятельности руководствуется Инструкцией по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в военное время и СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию защитных сооружений и их содержание в мирное время".
Эксплуатация защитных сооружений организуется в соответствии с требованиями Типового руководства по эксплуатации защищенных пунктов управления противоаварийными действиями на территории АС с убежищем, Типового руководства по эксплуатации убежищ гражданской обороны на территории АС и Типового руководства по эксплуатации противорадиационных укрытий на территории АС, в поселке (городе) и в районе эвакуации АС.
3.3.5.5. Укрытие на территории АС персонала, не обеспеченного убежищами, предусматривается в производственных зданиях и сооружениях с учетом их соответствующей герметизации и выбора помещений с наибольшим Кз и возможности фильтрующей вентиляции.
Укрытие в городе при АС персонала АС и членов их семей, не обеспеченных ПРУ, предусматривается в основном в жилых зданиях с учетом их герметизации и выбора помещений с наибольшим Кз.
3.3.5.6. Одновременно на каждой АС разрабатывается план накопления фонда защитных сооружений, в котором указывается:
- объем работ по строительству новых убежищ и ПРУ, по приведению имеющихся убежищ и ПРУ в готовность с учетом обеспечения защиты укрываемых от радиоактивных продуктов разрушения ядерных энергоустановок, по приспособлению подвалов и других заглубленных помещений для защиты персонала на территории АС, а также персонала АС и членов их семей в городе при АС (количество, вместимость защитных сооружений, сроки их возведения);
- порядок разработки необходимой проектно-сметной документации, силы и средства для разработки, сроки разработки;
- порядок материально-технического обеспечения указанных работ;
- порядок финансирования указанных работ;
- порядок приемки вновь построенных, дооборудованных и приспособленных убежищ и ПРУ;
- порядок контроля за поддержанием вновь введенных в эксплуатацию убежищ и ПРУ в постоянной готовности к приему укрываемого персонала АС и членов их семей.
Указанные планы должны храниться в документах по ГО службы убежищ и укрытий ГО АС.
3.3.5.7. На каждой АС должны быть заранее четко распределены и доведены до всего персонала места укрытия, маршруты следования в укрытия от постоянных рабочих мест и из укрытий к ПП на автотранспорт для последующей эвакуации с промплощадки АС.
3.3.5.8. На АС должен быть определен перечень должностных лиц (должность, количество, рабочее место), остающихся на рабочих местах с момента возникновения аварийной ситуации до распоряжения РАР.
Приложения к разделу.
28. Расчет укрытия персонала АС и прикомандированных лиц на промплощадке АС.
29. Расчет укрытия персонала АС и членов их семей в местах проживания.
30. Перечень должностных лиц, остающихся на рабочих местах до распоряжения РАР.

3.3.6. Медицинская защита

Предусматривает организацию подготовки МСЧ к действиям в ЧС и оказания медицинской помощи персоналу АС и членам их семей в случае возникновения таких ситуаций.
Организация медицинской защиты осуществляется в соответствии с Планом медицинского обеспечения мероприятий по защите рабочих и служащих АС и населения в случае аварии на АС и разрабатывается медицинской службой ГО АС.
В разделе должно быть предусмотрено:
3.3.6.1. Подготовка мест сбора для оказания первой медицинской помощи пострадавшему персоналу.
3.3.6.2. Создание мест хранения и обеспечение надлежащего хранения медицинских средств, препаратов и имущества, в том числе индивидуальных противорадиационных аптечек, препаратов стабильного йода и противорадиационных медицинских препаратов.
3.3.6.3. Проведение йодной профилактики и применение противорадиационных медицинских препаратов. Организация контроля за надлежащим хранением препаратов стабильного йода в здравпункте АС, МСЧ, городе при АС и непосредственно на рабочих местах персонала АС.
3.3.6.4. Оказание первой медицинской помощи и сортировка пострадавших.
3.3.6.5. Эвакуация пострадавших из зоны поражения в лечебные учреждения.
3.3.6.6. Оказание специализированной помощи пострадавшим.
3.3.6.7. Экстренная госпитализация пострадавших, получивших дозу облучения свыше 1 Зв.
3.3.6.8. Медицинское освидетельствование лиц, получивших дозу облучения, превышающую 5 ПДД.
3.3.6.9. Медицинское обеспечение укрываемых в убежищах, ПРУ и в других подготовленных укрытиях.
3.3.6.10. Медицинское обеспечение эвакуируемого персонала АС и членов их семей.
3.3.6.11. Расчет и подготовка сил и средств для оказания медицинской помощи и др.
Приложения к разделу.
31. Расчет сил и средств для оказания медицинской помощи.
32. Рекомендации по применению противорадиационных медицинских препаратов.

3.3.7. Физическая защита АС

Предусматривает частичную реорганизацию непосредственной охраны АС и порядок задействования резервных сил в воинских частях спецохраны с целью:
3.3.7.1. Обеспечения оперативности контролируемого допуска противоаварийных формирований в охраняемые пределы АС.
3.3.7.2. Содействия беспрепятственной эвакуации персонала с территории и сооружений АС через все КПП и посты с пропускными функциями.
3.3.7.3. Обеспечения защиты личного состава наружных постов охраны.
3.3.7.4. Создания мобильного резерва для усиления или сменности караулов.
3.3.7.5. Обеспечения устойчивого управления охраной АС с защищенного пункта.
3.3.7.6. Предупреждения несанкционированного доступа.
3.3.7.7. Своевременного обнаружения несанкционированного действия.
3.3.7.8. Задержки (замедления) проникновения нарушителя.
3.3.7.9. Пресечения несанкционированных действий.
3.3.7.10. Задержания лиц, причастных к подготовке или совершению диверсии или хищения ядерного материала.

3.3.8. Охрана общественного порядка

Предусматривает поддержание общественного порядка на территории АС, в пределах СЗЗ и на маршрутах эвакуации с целью:
3.3.8.1. Прекращения движения всех видов транспорта и людей на промплощадке АС и (или) в СЗЗ (в зависимости от масштабов аварии), кроме участвующих в ликвидации последствий аварии.
3.3.8.2. Регулирования движения укрываемых на промплощадке АС.
3.3.8.3. Блокирования аварийной зоны совместно с органами МВД России, привлекаемыми комиссиями по ЧС города при АС (области).
3.3.8.4. Патрулирования территории АС и гидротехнических сооружений вне промплощадки АС.
3.3.8.5. Регулирования движения на маршрутах эвакуации персонала.
3.3.8.6. Решения вопросов организации ООП (возлагается на службу ООП ГО АС).

3.3.9. Материально-техническое обеспечение

Предусматривает обеспечение аварийных мероприятий необходимыми материально-техническими средствами, продовольствием, водой, ГСМ, транспортом, выполнение мероприятий по приведению в готовность служб МТО ГО, комплектацию и систематическое обновление номенклатуры аварийных комплектов для локализации аварии и ликвидации ее последствий с указанием мест хранения и ответственных за выдачу в соответствии с утвержденной номенклатурой и включает в себя:
3.3.9.1. Перечень аварийного запаса СИЗ органов дыхания и кожи и дозиметрических приборов для рабочих мест оперативного персонала (разрабатывается в структурных подразделениях и утверждается их руководителями).
3.3.9.2. Перечень аварийного запаса СИЗ, дозиметрических приборов, оборудования и материалов для формирований АС (разрабатывается руководителями формирований совместно со штабом по делам ГО и ЧС АС и утверждается заместителем директора АС по МТО).
3.3.9.3. Создание аварийных комплектов вне территории АС в соответствии с действующими положениями и утвержденной номенклатурой. Предусматривается обмундирование СВФ и специализированных формирований ГО, оснащение СИЗ, приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, необходимым инструментом, средствами связи и техникой в городе при АС со складов АС в случае опасной радиационной обстановки на АС в ночное время, в выходные и праздничные дни.
3.3.9.4. Размещение на АС членов группы ОПАС, а также обеспечение их питанием, транспортом, имуществом и документацией (в соответствии с приложениями 6 и 7 Положения о порядке объявления аварийной обстановки).
3.3.9.5. Обеспечение персонала и формирований ГО АС продовольствием при выполнении работ в аварийной зоне станции, а также обеспечение жизнедеятельности персонала и членов их семей в районах эвакуации АС. Излагаются мероприятия (по предварительному согласованию с местными органами власти, территориальными органами ГО ЧС) по продовольственному снабжению и с соответствующими органами - по обеспечению питанием персонала и членов их семей в районах эвакуации в ЧС.
3.3.9.6. Силы и средства, привлекаемые для организации материально-технического обеспечения на АС.
Приложение к разделу.
33. Расчет сил и средств для материально-технического обеспечения СВФ и невоенизированных формирований ГО ____ АС.

3.3.10. Эвакуационные мероприятия

Предусматривает организацию и проведение эвакуации персонала АС в места постоянного проживания или, минуя город при АС, непосредственно в район эвакуации, а также эвакуацию персонала АС и членов их семей в установленные районы эвакуации всеми возможными видами транспорта.
3.3.10.1. Право принятия решения об эвакуации имеют:
- директор АС (РАР) - в части эвакуации персонала с постоянных рабочих мест и промплощадки АС в целом;
- руководители предприятий (организаций), функционирующих в пределах СЗЗ, - в отношении подчиненного персонала по информации администрации АС (КЧСО);
- глава администрации области - в части эвакуации населения (в том числе персонала и членов их семей) из мест постоянного проживания в заранее определенные пункты эвакуации.
3.3.10.2. Эвакуационные мероприятия включают в себя:
- определение и подготовку мест сбора и посадки в транспортные средства эвакуируемых с территории АС в обычный рабочий день и в ночное время (выходные дни) раздельно;
- расчет транспортных средств для обеспечения эвакуации и ответственных за их выделение организаций и конкретных лиц;
- подготовку маршрутов эвакуации и обеспечение связи с транспортными колоннами, подготовку пунктов эвакуации;
- подготовку районов эвакуации к приему и жизнеобеспечению эвакуируемого персонала и членов их семей;
- порядок отбора персонала и членов их семей на ППЭ и доставки их в назначенный район эвакуации АС;
- контроль за проведением эвакуационных мероприятий.
Приложения <1> к разделу.
--------------------------------
<1> Дополнительно разрабатываемые материалы по эвакуации персонала и членов их семей не включаются в План мероприятий по защите и хранятся в делах эвакуационной комиссии АС.

34. Календарный план-график проведения мероприятий по эвакуации персонала АС и членов их семей в район эвакуации АС.
35. Расчет транспортного обеспечения эвакуации персонала с промплощадки АС, персонала и членов их семей из города при АС.

3.3.11. Привлекаемые силы и средства

Предусматривает организацию привлечения сил и средств нацеленных на АС воинских частей и территориальных формирований ГО для оказания помощи при локализации аварии и ликвидации ее последствий.
КЧСО устанавливает порядок взаимодействия с нацеленными на АС воинскими частями и территориальными формированиями ГО, который должен предусматривать:
3.3.11.1. Конкретных должностных лиц, отвечающих за организацию взаимодействия с привлекаемыми силами в соответствии с их предназначением. Ответственность за организацию взаимодействия с нацеленными на АС воинскими частями и территориальными формированиями ГО возлагается на руководителя подразделения по ГО и ЧС АС.
3.3.11.2. Места постоянной дислокации, время движения к АС, определение районов сосредоточения, маршруты выдвижения привлекаемых сил и средств и их состояние (грузоподъемность мостов, высота эстакад на подходе к АС и на территории АС и т.д.), рубежи и сроки их ввода (на границе ЗН, СЗЗ и территории АС), задачи проведения конкретных работ, организацию связи с ними, размещение, обеспечение продовольствием и водой, ГСМ, финансирование выполняемых работ.
3.3.11.3. Вопросы взаимодействия с нацеленными на АС воинскими частями и территориальными формированиями ГО, которые уточняются путем:
- личного общения администрации АС, членов КЧСО и штаба (отдела) по делам ГО и ЧС АС с командованием указанных воинских частей и формирований ГО;
- ознакомления с АС командования (представителей) указанных частей и формирований;
- разработки ежегодных планов проведения совместных противоаварийных тренировок и учений;
- проведения совместных занятий, тренировок и учений по вопросам локализации аварии и ликвидации ее последствий;
- документального оформления вопросов взаимодействия в случае аварии на АС на картах, схемах и в планах.
3.3.11.4. В необходимых случаях к выполнению аварийно-спасательных работ на АС решением КЧСК (руководства группы ОПАС) привлекается АТЦК.
Приложение к разделу.
36. Состав и оснащение сил и средств нацеленных на АС воинских частей и территориальных формирований ГО.

3.3.12. Организация работ по ликвидации последствий ЧС на АС

3.3.12.1. Руководство работами по ликвидации последствий ЧС на АС
3.3.12.1.1. Общее руководство и координацию всех работ по профилактике, предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий и радиационно опасных ситуаций на АС на федеральном уровне осуществляют Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти через Российскую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3.12.1.2. В Минатоме России организацию работ по предотвращению ЧС, в случае их возникновения - по ликвидации их последствий, а также обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отрасли в ЧС осуществляет ОКЧС через отраслевую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3.12.1.3. Руководство работами по предупреждению аварии и ликвидации ее последствий на АС концерна "Росэнергоатом" осуществляет КЧСК через систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций концерна "Росэнергоатом".
3.3.12.1.4. Организацию и выполнение работ на АС по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности персонала и членов их семей, защите окружающей среды и уменьшению ущерба, а также повышению устойчивости работы АС в ЧС осуществляет КЧСО.
3.3.12.1.5. Непосредственным руководителем работ по ликвидации ЧС (РАР) на территории АС и в СЗЗ является директор (главный инженер) АС.
3.3.12.2. Организация помощи АС в случае ЧС
3.3.12.2.1. Если масштабы ЧС таковы, что КЧСО не может самостоятельно справиться с ее локализацией, она обращается за помощью в КЧСК и при необходимости в комиссии по ЧС города (района), области, на территории которых расположена АС.
3.3.12.2.2. Если масштабы ЧС таковы, что КЧСК не может полностью решить все вопросы ее локализации и ликвидации последствий, она обращается за помощью в ОКЧС, которая привлекает силы и средства других объектов атомной энергетики, предприятий и организаций отрасли для оказания помощи в проведении указанных работ.
3.3.12.2.3. Если масштабы ЧС таковы, что ОКЧС не может справиться с ее локализацией и ликвидацией последствий, она обращается за помощью в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3.12.2.4. Централизованная помощь в случае ЧС на АС осуществляется в рамках отраслевой системы оказания экстренной помощи атомным станциям в чрезвычайных ситуациях, являющейся в свою очередь функциональной подсистемой Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, через СКЦ Минатома России и группу ОПАС.
3.3.12.2.5. Общее руководство деятельностью группы ОПАС осуществляется ОКЧС.
3.3.12.2.6. Группа ОПАС организуется Минатомом России и представляет собой межведомственный орган.
3.3.12.2.7. Руководитель группы ОПАС назначается приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии по представлению ОКЧС и руководства концерна "Росэнергоатом".
3.3.12.2.8. В случае назначения правительственной (государственной) комиссии по выявлению причин ЧС и ликвидации ее последствий группа ОПАС работает во взаимосвязи с указанной комиссией.
3.3.12.2.9. Сферой действия группы ОПАС является территория АС, СЗЗ и город при АС (в части защиты персонала АС и членов их семей).
3.3.12.2.10. Решения, принимаемые группой ОПАС, являются обязательными, если принимаются совместно с РАР. Во всех остальных случаях они носят рекомендательный характер.
3.3.12.2.11. Руководитель группы ОПАС имеет право ходатайствовать перед ОКЧС и Министром Российской Федерации по атомной энергии об отстранении от обязанностей РАР на территории АС и в СЗЗ, если его действия оказались недостаточно квалифицированными, своевременными и технически обоснованными.
3.3.12.2.12. Основные задачи группы ОПАС, ее действия при объявлении аварийной обстановки на АС определены Положением о порядке объявления аварийной обстановки.
3.3.12.2.13. Для оказания экстренной помощи АС по локализации инцидентов, связанных с радиационными авариями, а также с транспортированием контейнеров ТК-10, ТК-13, загруженных отработавшим ядерным топливом, привлекается АТЦК.
3.3.12.3. Ведение на АС спасательных и других неотложных работ в случае аварии, катастроф, стихийных бедствий и применение современных средств поражения, являющиеся одними из важнейших проблем организации работ в ЧС при ликвидации их последствий
3.3.12.3.1. СНР проводятся с целью:
- спасения людей и оказания помощи пострадавшим;
- устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ;
- создания условий для проведения неотложных работ;
- устранения или снижения воздействия вторичных факторов ЧС.
3.3.12.3.2. К спасательным работам относятся:
- ведение инженерной и радиационной разведки на маршрутах выдвижения формирований и участках работ;
- розыск пострадавших и извлечение их из поврежденных зданий, завалов, загазованных и задымленных помещений;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной системой вентиляции и откачка воды из них в случае затопления;
- оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
- вывод (вывоз) населения в безопасные районы;
- санитарная обработка людей и обеззараживание одежды.
3.3.12.3.3. К неотложным работам относятся:
- действия органов управления АС;
- локализация поражающих факторов;
- ликвидация аварии;
- локализация и тушение пожаров в очагах поражения;
- устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
- дезактивация и дегазация техники, транспорта и средств защиты (обеззараживание территории и сооружений);
- локализация аварий в газовых, электрических, водопроводных и канализационных сетях;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
- устранение причин, способствующих возникновению повторных участков заражения, пожаров, взрывов, затопления и пр.
3.3.12.3.4. Проведение СНР планируется штабом (отделом) по делам ГО и ЧС АС заблаговременно и организуется в соответствии со сложившейся обстановкой при ЧС.
3.3.12.3.5. Решение о проведении СНР подготавливается штабом (отделом) по делам ГО и ЧС АС совместно с соответствующими службами ГО АС и принимается начальником ГО АС.
В нем определяются:
- объем СНР, последовательность их выполнения;
- силы и средства ГО АС, привлекаемые для проведения СНР;
- задачи разведформирований;
- задачи формирований (подразделений) 1-й, 2-й и последующих смен;
- порядок взаимодействия;
- организация управления, порядок поддержания связи и представления донесений;
- мероприятия по материальному и другим видам обеспечения действий формирований при проведении СНР;
- начало и продолжительность работы смены, меры защиты личного состава, допустимые дозы облучения и порядок контроля радиационного облучения;
- места развертывания медицинских пунктов, ОПМ, пунктов спецобработки и пути эвакуации пострадавших.
3.3.12.3.6. Принятое решение НГО АС оформляется в виде приказа, в котором отражаются следующие вопросы:
3.3.12.3.6.1. Краткие выводы из оценки обстановки на территории АС.
3.3.12.3.6.2. Состав привлекаемых сил и средств станции и порядок их действий при проведении спасательных работ.
3.3.12.3.6.3. Задачи формирований ГО и подразделений АС:
- формирований и подразделений 1-й смены;
- формирований и подразделений 2-й и последующих смен (указывается, что, где, в каком объеме и к какому сроку выполнить).
3.3.12.3.6.4. Место и сроки развертывания ОПМ, порядок и пути эвакуации пострадавших.
3.3.12.3.6.5. Порядок оформления планируемого повышенного облучения личного состава.
3.3.12.3.6.6. Время начала и продолжительность спасательных работ.
3.3.12.3.6.7. Порядок материального, технического, транспортного и других видов обеспечения действий сил и средств.
3.3.12.3.6.8. Место и время развертывания пунктов управления.
3.3.12.3.6.9. Свое местонахождение (маршрут следования).
3.3.12.3.6.10. Заместители.
3.3.12.3.7. Штабом (отделом) по делам ГО и ЧС АС совместно с соответствующими службами ГО АС на основе указания НГО АС организуется разведка, подготовка сил и средств к выполнению задач, уточняются расчеты, организуется связь, управление и оповещение.
Штабом (отделом) по делам ГО и ЧС АС организуется:
- обеспечение РАР систематической информации о состоянии блоков АС;
- контроль и обеспечение оперативной связи и оповещения при ЧС, надежного функционирования ЛСО;
- контроль и обеспечение своевременного развертывания сил радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
- контроль и обеспечение своевременного приведения в готовность защитных сооружений ГО и их надежного функционирования;
- обеспечение персонала станции СИЗ и контроль оснащенности формирований табельным имуществом ГО;
- обеспечение своевременного развертывания ЗПУПД АС, ЗПУПД Г и ЗПУПД РЭ и их активное задействование в локализации аварии на АС и ликвидации ее последствий;
- участие в подготовке распоряжений и приказов РАР и контроль за их исполнением;
- оперативное дежурство на ЗПУПД на всех этапах ведения работ по локализации аварии на АС и ликвидации ее последствий;
- контроль за состоянием радиационно-химической обстановки на промплощадке АС и в СЗЗ с учетом ее на ЗПУПД Г;
- участие в оценке обстановки в части состояния защиты персонала, ведения радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, санитарной обработки персонала;
- контроль за обеззараживанием промплощадки АС, зданий и сооружений, а также территории СЗЗ с привлечением сил и средств сторонних организаций согласно Плану мероприятий по защите;
- участие в оказании взаимодействия с нацеленными на АС воинскими частями и территориальными формированиями ГО;
- периодический доклад РАР о состоянии системы оповещения и связи, выполнении плана укрытия персонала в защитных сооружениях ГО, состоянии в них укрываемых, обеспеченности табельным имуществом персонала, радиационно-химической обстановки на территории АС и в СЗЗ и в городе при АС, состоянии сил и средств ГО на АС;
- контроль за планированием, организацией и проведением работ по локализации аварии на АС и ликвидации ее последствий;
- участие в эвакуации персонала с промплощадки АС (обеспечение его защиты при следовании в район эвакуации АС и уточнение скользящего графика доставки очередных смен на АС и т.д. с учетом особенностей каждой АС).
3.3.12.3.8. Командирами формирований осуществляется непосредственное руководство личным составом на местах проведения СНР. При постановке задач подчиненным указываются: обстановка на участке, место и объем работ, сроки выполнения, доза облучения, порядок взаимодействия, сигналы управления, меры защиты и безопасности личного состава.
3.3.12.3.9. Начальником штаба (отдела) по делам ГО и ЧС АС и начальниками служб ГО АС контролируется выполнение приказа НГО АС и проведения СНР. Итоги выполнения отдельных этапов СНР докладываются начальнику ГО АС в виде донесений, в которых указываются:
- обстановка на время "Ч" + ч;
- объем выполненных работ;
- количество пострадавших, извлеченных из завалов, эвакуированных и т.д.;
- дополнительные потребности в материально-техническом обеспечении;
- состояние личного состава формирований (доза облучения, работоспособность);
- просьбы и предложения.

Новости