NP-030-12.rtf

Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2012 г. N 25210
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"


 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12).

 

Руководитель

Н.Г.КУТЬИН

    
 

Утверждены

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ" НП-030-12

 

I. Назначение и область применения

 

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 23, ст. 2789; N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 49; N 29, ст. 4281; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4591; N 30, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 11, ст. 1504; N 49, ст. 7025), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2188; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 7, ст. 979).

2. Настоящие Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля (далее - учет и контроль) ЯМ и специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы) в любых химических соединениях и физических формах.

3. Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах, приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2.

 

II. Общие положения

 

Структура государственного учета и контроля ядерных материалов

4. Учет и контроль ЯМ должен осуществляться:

в ЗБМ организации;

в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, в эксплуатирующих организациях (далее - организации);

Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом").

5. Государственный учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения. <*>

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов".

 

Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов

6. ЯМ в организации подлежат учету и контролю, начиная с минимального количества, установленного п. 26 настоящих Правил.

7. Учет и контроль ЯМ при экспорте/импорте должен осуществляться в соответствии с настоящими Правилами.

8. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля ЯМ.

9. Организации должны устанавливать ЗБМ в пределах пункта хранения ЯМ или ядерной установки.

10. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ЯМ.

11. К объектам с ЯМ (например, УЕ, технологическому оборудованию, помещениям) должны применяться СКД.

12. Учет ЯМ должен основываться на результатах учетных измерений параметров (характеристик) ЯМ, а также различных соединений, смесей, сплавов и изделий, УЕ, содержащих ЯМ, а также ЯМ в виде простых веществ (далее - продуктов), регистрации результатов измерений в качестве учетных данных. Допускается:

применение расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований;

использование учетных данных, указанных в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, если отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями, визуальным контролем состояния УЕ.

13. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки из него облученных продуктов.

14. Документально зарегистрированное количество ЯМ, находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться в течение МБП на основании результатов измерений поступивших и отправленных продуктов и (или) с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов, контролироваться путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, периодических сверок паспортов, сертификатов, журналов, содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных документов (далее - учетные документы), а также и отчетных документов.

Фактически наличное количество ЯМ должно определяться при проведении физической инвентаризации. Физической инвентаризации подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ. В процессе физических инвентаризаций ЯМ выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения параметров (характеристик) ЯМ. По завершении физической инвентаризации в ЗБМ должен подводиться баланс ЯМ, определяться ИР и ее погрешность в ЗБМ для каждого ЯМ.

15. Выводы об установлении факта аномалии в учете и контроле ЯМ должны делаться на основании результатов определения и анализа значений:

документально зарегистрированного и фактически наличного количества УЕ, ЯМ;

значений ИР и ее погрешности;

расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений параметров (характеристик) продуктов, ЯМ;

расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ.

16. Отчеты организаций в области учета и контроля ЯМ должны представляться по формам, в порядке и с периодичностью, введенными в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ.

17. Исправление учетных данных допускается только путем внесения изменений в учетные документы в соответствии с установленным в организации порядком, с указанием даты и лица, внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной записи.

18. В случае исправления отчетных данных предоставляются новые отчетные документы.

 

III. Общие требования государственного учета и контроля

ядерных и специальных неядерных материалов

 

Ядерные и специальные неядерные материалы, подлежащие

учету и контролю

 

19. Учету и контролю в качестве ЯМ подлежат следующие химические элементы: плутоний, уран, торий; нуклиды: уран-233, уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 и специальные неядерные материалы:

дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное изотопное содержание превышает 50% (атомных долей), за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также на установках по получению и детритизации тяжелой воды;

тритий во всех соединениях, если отношение числа атомов трития к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более 1000;

литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии превышает его природную распространенность.

ЯМ, указанные в настоящем пункте, подлежат учету и контролю независимо от вида химических соединений и агрегатного состояния.

20. Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:

урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях (учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в готовом продукте - оксиде или соли урана, тория);

ЯМ, содержащихся в ЗРИ, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимальное количество, указанное в приложении N 3 к настоящим Правилам;

обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, применяемых для радиационной защиты;

урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их выделения);

ЯМ, содержащихся в РАО и находящихся в хранилищах РАО, из которых невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий.

 

Постановка на учет и снятие с учета ядерных и специальных

неядерных материалов

 

21. Снятию с учета подлежат:

ЯМ, используемые для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения;

ЯМ, использованные для изготовления открытых РИ и ЗРИ после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего качество и характеристики РИ, и передачи РИ из ЗБМ на склад готовой продукции или организации-получателю, если суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ или в совокупности во всех передаваемых открытых РИ не превышает минимального количества, указанного в приложении N 3 к настоящим Правилам;

ЯМ, содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране; в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им специфических изделий, предназначенных для радиационной защиты после того, как они были изготовлены, паспортизованы, оформлены в виде УЕ в ЗБМ и переданы на склад готовой продукции или организации-получателю;

ЯМ, содержащиеся в РАО, из которых невозможно возвращение ЯМ в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий, с момента передачи этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО.

22. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации, а также изъятые из незаконного оборота. Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в соответствии с настоящими Правилами.

23. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставится на государственный учет после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора. Тогда же уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета.

Массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств.

24. ЯМ должны быть сняты с учета в ЗБМ в случаях, предусмотренных в п. 21 настоящих Правил, а также после их передачи в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию.

25. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор.

26. ЯМ, находящиеся в обращении в организации, получаемые или отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе учета и контроля ЯМ, если сумма значений масс ЯМ, находящихся в организации, в течение любого 12-месячного периода равна минимальному количеству, указанному в приложении N 3 к настоящим Правилам, или превышает его.

Если организация осуществляет обращение с продуктами, содержащими несколько различных ЯМ или смесь ЯМ, то требования настоящих Правил распространяются на них в случае превышения массы, хотя бы для одного из ЯМ, соответствующего минимального количества, приведенного в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Если вышеупомянутые значения масс менее минимального количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

 

Категории ядерных материалов

 

27. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями N 4 - 7 к настоящим Правилам.

28. Если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной массы во всех продуктах и указанных в приложениях N 4 - 7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.

 

Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений

 

29. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований:

масса ЯМ, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных параметров (характеристик) продуктов, ЯМ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик, действующих в организации), а также результатов полного пересчета и идентификации УЕ, тары, в которой находится ЯМ, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ЯМ;

должно быть обеспечено прекращение технологических операций при проведении физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ, в том числе отправка ЯМ из ЗБМ и получение ЯМ из других ЗБМ, формирование новых УЕ, за исключением участков производств, использующих непрерывную технологию переработки продуктов;

должны быть выделены в отдельные ЗБМ пункты хранения ЯМ в виде стационарных объектов и сооружений, являющиеся структурными подразделениями организации; суда с ядерными энергетическими установками; плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов; реакторные установки с бассейнами выдержки облученных тепловыделяющих сборок;

при организации ЗБМ должны быть предусмотрены организационные и (или) технические меры, предотвращающие возможность перемещений ЯМ за пределы ЗБМ минуя КТИ.

30. Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить контроль передач ЯМ в/из ЗБМ и определение их фактически наличного количества в ЗБМ.

31. Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ.

32. Учет и контроль ЯМ должен поддерживаться мерами по сохранению и (или) подтверждению имеющейся информации о ЯМ. Эти меры должны включать организационные мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ЯМ. Учет и контроль ЯМ должен поддерживаться также физической защитой ЯМ, ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа персонала в помещения, где находятся ЯМ.

33. В местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ЯМ, устанавливаются идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее - пломбы), удовлетворяющие национальным стандартам. Для контроля доступа к УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, при отправке УЕ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной смены УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками.

Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ, и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.

34. В промежутках между инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% пломб. Результаты контроля должны регистрироваться документально.

35. Применение пломб и обращение с пломбами в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам.

Данные процедуры должны быть отражены в программе применения пломб в организации, утвержденной руководителем организации.

36. Доступ в помещения ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, где хранятся ЯМ, и любые работы с этими ЯМ в хранилищах должны выполняться не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ.

 

IV. Организация измерений ядерных материалов

 

37. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа измерений, включающая или содержащая ссылки на соответствующие документы: перечни КТИ, МВИ, стандартных образцов, средств измерений с указанием наименования и типа средства, процедур пробоотбора; сведения о периодичности проведения измерений, точности измерений, необходимой для выполнения требований и критериев, установленных в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации. В программе должны быть также указаны сроки составления и формы документов, в которых регистрируются результаты измерений. Программа должна утверждаться руководителем организации. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Допускается оформление одной программы, содержащей необходимые данные и ссылки на документы организации, для нескольких или всех ЗБМ организации.

38. Измерения в области использования атомной энергии входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации <*>. Методики (методы) и стандартные образцы для измерений, внесенных в единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений <**> в области использования атомной энергии, должны быть разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

--------------------------------

<*> Статья 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

<**> Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

 

39. Расчетные методики, используемые для расчета количества ЯМ, должны быть оформлены в виде инструкций и содержать значение, порядок оценки погрешности результатов расчета по методике.

40. Средства измерений должны поверяться (калиброваться) в соответствии со стандартами в области метрологии.

41. В каждой организации должен осуществляться контроль качества измерений ЯМ, в том числе должны быть установлены процедуры проведения внутреннего контроля качества измерений.

42. В каждой организации должно быть назначено должностное лицо или лица, ответственные за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля.

43. Документирование результатов измерений должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих стандартов в области метрологии.

 

V. Передача ядерных материалов

 

Общие требования

 

44. Передача ЯМ между организациями должна сопровождаться оформлением:

предварительных уведомлений организации-получателя о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя;

предварительных уведомлений структурного подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор за организацией-отправителем, о планируемой отправке груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта);

приходно-расходной и сопроводительной документации.

45. Передача ЯМ между ЗБМ организации должна осуществляться на основании документов (графиков, накладных), утвержденных руководителем организации и подписанных уполномоченными лицами ЗБМ-отправителя и ЗБМ-получателя.

При передаче проб продуктов внутри организации допускается указывать в учетных документах только массу или объем продукта в пробе. Параметры (характеристики) продукта, масса ЯМ в пробе документируются после проведения анализа пробы.

46. В сопроводительных документах должны быть указаны типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ и другие необходимые данные. В паспортах УЕ, партии материала должны быть указаны количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также приведена погрешность массы брутто УЕ.

47. При получении УЕ в ЗБМ организации-получателя должны быть выполнены следующие процедуры:

внешний осмотр и проверка количества УЕ, контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным, указанным в сопроводительных документах;

подтверждающие измерения.

48. Вид и объем подтверждающих измерений УЕ должны определяться организацией, выполняющей эти измерения, исходя из:

вида ЯМ;

количества ЯМ;

передаваемых ЯМ, продуктов;

типа тары и пломб;

погрешностей измерений.

 

Документирование получения и отправления ядерных материалов

при их передаче между организациями

 

49. При получении ЯМ получателем в течение трех рабочих дней должны быть выполнены процедуры, установленные п. 47 настоящих Правил. Если при выполнении данных процедур не обнаружено аномалий и (или) нарушений в учете и контроле ЯМ, то должна быть произведена приемка на ответственное хранение и постановка на учет УЕ по данным сопроводительных документов.

Приемка и постановка на учет ЯМ получателем должна быть произведена не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (формуляров, сертификатов) на них и выполнения подтверждающих измерений, если не превышены пределы допускаемых расхождений данных отправителя и получателя о ЯМ.

50. При отправлении ЯМ отправитель производит снятие их с учета после получения от получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью получателя подписи уполномоченного представителя в накладной.

 

Оценка расхождений данных отправителя и получателя

 

51. Расхождения данных отправителя и получателя о массе УЕ и (или) ЯМ при их передаче должны определяться как разница между значениями масс, указанных отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных отправителя и получателя находятся в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя), то ЯМ должны быть поставлены на учет получателем по данным отправителя.

Если результаты не согласуются, то проводится оценка значимости систематических расхождений данных отправителя и получателя на уровне доверительной вероятности 0,99.

52. При обнаружении статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя, а также несоответствия фактических данных данным сопроводительных документов получатель должен проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и подготовить СО о факте аномалии с учетом требований п. 85 настоящих Правил.

Отправитель и получатель совместно должны принять меры по выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных данных по ЯМ, содержащимся в УЕ, по которой были обнаружены несоответствия, эти ЯМ должны состоять на учете у отправителя. Ответственность за сохранность таких ЯМ несет получатель.

В случае принятия решения о необходимости проведения арбитражных измерений они должны быть выполнены независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

VI. Физическая инвентаризация, подведение

материального баланса и оценка инвентаризационной разницы

ядерных материалов в зоне баланса материалов

 

Общие требования

 

53. Физическая инвентаризация должна проводиться в целях:

определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ;

установления соответствия фактических параметров УЕ существующим учетным данным;

подведения баланса ЯМ, определения ИР и ее погрешности;

проверки ведения учета и контроля ЯМ.

Физическая инвентаризация может быть первичной, плановой и внеплановой.

54. Физическая инвентаризация должна осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в организации.

55. При физической инвентаризации должны осуществляться:

подготовка к физической инвентаризации;

составление СНК для ЗБМ на дату инвентаризации;

проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов;

проверка состояния пломб, анализ данных других СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ;

учетные и (или) подтверждающие измерения, проверка атрибутивных признаков;

оценка значений количеств неизмеренных потерь ЯМ и их погрешностей в соответствии с установленными в организации методиками;

составление инвентаризационной комиссией СФНК, сверка данных СФНК с данными СНК;

определение значений ИР и ее погрешности для каждого ЯМ.

56. Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого ЯМ в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим анализом значимости ИР в соответствии с критериями, установленными в пунктах 69 и 70 настоящих Правил.

ИР данного ЯМ в ЗБМ определяется с помощью уравнения:

 

ИР = ФК - ДК = ФК - (НК + УВ - УМ),

 

где ФК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;

ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало инвентаризации (конец данного МБП);

УВ - документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок;

УМ - документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь;

НК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало данного МБП.

57. Во время физической инвентаризации должно быть проверено наличие УЕ, наличие и состояние пломб, отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ. Во время физической инвентаризации или до нее должны быть определены массы ЯМ в продуктах (как в УЕ, так и в балк-форме). Значение массы ЯМ, а также значения погрешности определения этой величины для доверительной вероятности, равной 0,95, должны быть зафиксированы документально.

Значения масс ЯМ в технологических потерях, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений должны быть определены на основании МВИ или расчетных методик, действующих в организации.

Значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ используются для определения погрешности ИР, оценки значимости расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений.

58. Ранее определенные значения масс ЯМ допускается использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических инвентаризациях, передачах ЯМ, составлении отчетов) только в тех случаях, когда их достоверность была подтверждена данными СКД, визуальным контролем состояния УЕ и (или) подтверждающими измерениями.

59. Объем подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от объема применения и результатов контроля СКД, контроля состояния УЕ, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов должно устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99.

Виды подтверждающих измерений, объем и порядок контроля состояния УЕ должны быть установлены в инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ либо в отдельно разработанной инструкции, утвержденной руководителем организации.

60. В случае обнаружения статистически значимого расхождения результатов учетных и подтверждающих измерений и (или) нарушения целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, об этом должно быть сообщено руководителю организации, а также должны быть выяснены причины возникновения расхождения или нарушения. В случае обнаружения недостачи (излишка) следует выполнить новые учетные измерения, внести изменения в учетные документы, составить новые отчетные документы.

 

Периодичность плановых физических инвентаризаций

 

61. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей организации.

Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы, организованы и проведены не реже:

двух календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 1);

трех календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 2);

шести календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 3);

двенадцати календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 4).

62. МБП для ЗБМ может быть увеличен решением Госкорпорации "Росатом" после согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также перечисления применяемых дополнительных СКД, улучшающих сохранность ЯМ.

 

Организация физической инвентаризации

 

63. Распорядительным(и) документом(ами) руководителя организации должна(ы) быть назначена(ы) инвентаризационная(ые) комиссия(ии), определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, а также сроки представления отчетных документов по результатам инвентаризации.

64. В организации должна быть создана центральная инвентаризационная комиссия, а в ЗБМ (подразделениях) - рабочие инвентаризационные комиссии.

По решению руководителя организации допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и рабочей комиссий. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее трех человек. В случае необходимости внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производится на основании распорядительного документа руководителя организации.

В центральную инвентаризационную комиссию должны входить:

главный инженер организации или заместитель руководителя организации (председатель);

главный бухгалтер или его заместитель;

представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации.

В состав центральной инвентаризационной комиссии могут включаться:

специалисты по компьютерному учету ЯМ организации, по физическим измерениям, статистике;

представители службы безопасности организации;

представители отдела технического контроля;

другие специалисты.

65. После завершения физической инвентаризации в ЗБМ должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ и подведен баланс ЯМ в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, составлены и утверждены МБО и СФНК. Акт составляется инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем организации.

В акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть отражены:

результаты проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ, а также результаты проверки состояния пломб;

сведения о выполненных в ходе физической инвентаризации учетных и подтверждающих измерениях ЯМ.

В акте также указываются все выявленные нарушения и аномалии в учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), приводится краткий анализ причин их возникновения, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению.

В выводах должны быть представлены основные результаты физической инвентаризации, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам.

К акту инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть приложены протоколы всех измерений ЯМ, выполненных в ходе инвентаризации, а также особые мнения членов комиссии в случае их наличия.

При проведении первичной физической инвентаризации в акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ не указываются величина ИР в балансе ЯМ и оценка ее допустимого значения, поскольку баланс при первичной физической инвентаризации не подводится.

Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

66. Если в результате подведения баланса ЯМ не установлена аномалия в их учете и контроле, то зарегистрированное в СФНК количество ЯМ в ЗБМ должно использоваться в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП.

67. Если в результате инвентаризации выявлена аномалия в учете и контроле ЯМ в данной ЗБМ, то председатель рабочей инвентаризационной комиссии должен немедленно уведомить об этом председателя центральной инвентаризационной комиссии и руководителя организации. Для подтверждения факта и выяснения причин аномалии должно быть проведено расследование, документально зарегистрировано фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ.

 

Критерии аномалий в учете и контроле ядерных материалов

 

68. Недостача (излишек) УЕ в ЗБМ, обнаруженная(ый) при проведении физической инвентаризации, является аномалией в учете и контроле ЯМ.

69. Если в течение МБП, предшествующего данной физической инвентаризации, выполнялись учетные измерения ЯМ или таковые производились в процессе физической инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого ЯМ является превышение модулем ИР наименьшего из значений нижеперечисленных величин:

утроенной среднеквадратической погрешности определения ИР;

2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации - для промышленных ядерных установок;

3% от такой же величины - для исследовательских ядерных установок и заводских лабораторий;

3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2;

8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2 и 3;

50 кг - по урану-235 и 8 кг - по плутонию (для ЗБМ радиохимических заводов, в которых перерабатываются уран-плутониевые растворы);

70 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категории 4, в продуктах с концентрацией (содержанием) ВОУ менее 1 г/л (1 г/кг), а также:

любых продуктах, содержащих НОУ, природный и обедненный уран;

любых продуктах, содержащих ВОУ с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч.

70. Если в течение МБП и в процессе проведения физической инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, в том числе используемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ должны быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, а также проверки СКД. Объем случайной выборки УЕ, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с помощью статистических методов, исходя из значений двух параметров: порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.

Для ЯМ категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет:

3 кг - для плутония, урана-233;

8 кг - для урана-235.

Для НОУ (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по урану-235.

Если масса ЯМ в ЗБМ меньше вышеуказанного значения, то пороговое количество составляет 30% от массы данного ЯМ в ЗБМ.

Для остальных ЯМ значение порогового количества составляет 5% от документально зарегистрированного наличного количества данного ЯМ в ЗБМ на момент инвентаризации.

Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ЯМ для расчета объема выборки подтверждающих измерений при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе приведена в приложении N 8 к настоящим Правилам.

71. Внеплановая физическая инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с ЯМ, установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения ЯМ, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

VII. Учетные и отчетные документы

 

Учетные документы

 

72. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом ЯМ, включая:

количество ЯМ в ЗБМ;

изменения количества ЯМ в ЗБМ.

73. В учетных документах должны быть отражены все изменения количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики) партии и исходные данные для формирования партии; указаны даты изменения количества ЯМ, сведения об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями), сведения о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации).

74. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ЯМ в учетных документах, включая результаты поверки (калибровки) всех средств измерений, данные об отборе проб и о результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений должны быть документированы.

 

Отчетные документы

 

75. Организации должны формировать из имеющихся ЗБМ ЗО, составлять справочную информацию об организации и сформированных в ней ЗО.

76. В каждой организации на основании учетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СНК, ОИК.

В каждой организации на основании отчетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗО: СНК ЗО, ОИК ЗО.

В каждой организации по результатам физической инвентаризации ЯМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СФНК, МБО.

77. Отчетные документы ЗО организации должны предоставляться в Госкорпорацию "Росатом" в формах, в порядке и в сроки, которые установлены Госкорпорацией "Росатом".

Сроки представления отчетных документов ЗБМ должны обеспечивать своевременную подготовку и представление отчетных документов ЗО организации в Госкорпорацию "Росатом" <*>.

--------------------------------

<*> Подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

 

78. Организация направляет отчетные документы ЗО на регулярной, заранее согласованной основе в эксплуатирующую организацию, в Госкорпорацию "Росатом", в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ЯМ (ФИС).

79. СНК ЗБМ и ОИК ЗБМ должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ и изменениях инвентарных количеств ЯМ в ЗБМ. СНК ЗО и ОИК ЗО должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ в ЗО и изменении инвентарных количеств ЯМ в ЗО.

80. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должны быть подготовлены СФНК и МБО ЗБМ. МБО должен быть утвержден руководителем организации.

81. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ЯМ должны быть отражены:

начальное документально зарегистрированное количество ЯМ;

увеличение и (или) уменьшение количества ЯМ за отчетный МБП;

фактически наличное количество ЯМ, установленное по результатам физической инвентаризации;

значение ИР и ее погрешность;

предел допустимого значения модуля ИР, установленный в соответствии с п. 69 настоящих Правил.

82. Если при сравнении фактически наличного количества ЯМ с зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена аномалия, то вместе с МБО ЗБМ должен быть подготовлен и представлен документ, подтверждающий обоснованность принятого значения фактически наличного количества ЯМ.

83. СФНК ЗБМ должен содержать информацию о фактически наличном количестве ЯМ в ЗБМ и должен быть составлен на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждых партии и вида ЯМ с указанием идентификационных и других характеристик для каждых партии и вида ЯМ отдельно.

84. СО должен быть составлен организацией в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ.

Информация о факте аномалии должна быть незамедлительно представлена организацией в Госкорпорацию "Росатом" и в Ростехнадзор, а СО - в течение трех дней с момента установления указанного факта.

85. СО должен содержать:

описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия;

характеристики ЯМ;

исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ;

план мероприятий по исключению подобной аномалии в организации в дальнейшем.

86. Отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения, по которым был составлен СО, должен быть представлен организацией в Госкорпорацию "Росатом" и в Ростехнадзор после проведения соответствующего расследования и принятия мер.

При передачах ЯМ такой отчет направляется также организации-отправителю.

87. Отчетные документы по ЗБМ, ЗО предоставляются организацией в Ростехнадзор по запросу.

 

VIII. Учет и контроль ядерных материалов в организациях

 

88. Учет и контроль ЯМ в организациях осуществляется с учетом главы V Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов".

89. В организации должно быть разработано и утверждено руководителем положение по учету и контролю ЯМ, в котором должны быть отражены:

организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ, подразделения и состав персонала, занятого учетом и контролем ЯМ, подчиненность подразделений учета и контроля ЯМ (функции, права и обязанности персонала этих подразделений должны определяться положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями);

применяемые в организации нормативные правовые акты Российской Федерации в целях учета и контроля ЯМ;

количество ЗБМ, ЗО их границы и структура;

применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля ЯМ;

применяемые в организации СКД;

перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов;

порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ;

порядок и периодичность осуществления проверок состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ (проверки на уровне организации должны осуществляться не реже одного раза в год);

порядок расследования аномалий в учете и контроле ЯМ;

порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю ЯМ;

порядок проведения физических инвентаризаций;

порядок оперативно-технического учета;

меры контроля и учета ЯМ при/после ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций.

Требования и процедуры, установленные в положении (инструкции) и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии.

90. В организации должна быть разработана программа применения пломб, утвержденная руководителем организации. В ней должны быть установлены:

типы используемых пломб;

порядок (процедуры) обращения с пломбами:

заказ, приобретение, входной контроль, хранение;

установка, контроль, снятие;

утилизация;

персонал, допущенный к процедурам обращения с пломбами, и порядок его подготовки;

порядок учета процедур обращения с пломбами;

порядок документирования результатов установки и проверки пломб;

порядок контроля качества применения пломб на уровне организации;

порядок реагирования при нарушениях применения пломб и расследования причин таких нарушений.

Программа применения пломб в организации должна учитывать порядок применения пломб, установленный национальными стандартами, распространяющимися на эти устройства.

91. В организации должна быть создана служба (подразделение) учета и контроля ЯМ организации.

92. Достоверность учетных данных об идентификаторах УЕ и местоположении УЕ в ЗБМ должна быть не менее 95% при доверительной вероятности 0,95.

93. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ЯМ, в которых должны быть определены:

границы и структура ЗБМ;

места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (хранилище, установка, рабочие места);

характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ;

КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений;

СКД;

процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в данной ЗБМ;

процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО;

формы учетной документации (или ссылка на эти формы);

формы отчетной документации (или ссылка на эти формы);

формы всех видов документов - журналов, накладных, требований, нарядов, расписок (или ссылка на эти формы), оформляемых при каждой операции при передаче ЯМ. По каждому документу указываются количество экземпляров, подписи, место хранения.

94. Любые потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований, с учетом требований главы IV настоящих Правил.

95. Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми необходимо заключить договоры о материальной ответственности.

96. Передача ЯМ от материально ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально.

97. Передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально с указанием наименований продуктов, видов ЯМ. Процедуры оперативно-технического учета должны обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений параметров (характеристик) продуктов.

98. Постановка на учет обнаруженного неучтенного ЯМ должна быть осуществлена на основании учетных измерений, выполненных для обнаруженного неучтенного продукта, оформления учетных документов в соответствии с рекомендациями (заключением) комиссии, расследовавшей факт обнаружения неучтенного ЯМ.

99. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ в подразделении (в ЗБМ) проводится по утвержденным инструкциям, методикам, положениям, которые включают в себя описание следующих мероприятий:

проверки соблюдения требований по учету и контролю ЯМ в подразделении и в ЗБМ;

проверки полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета;

проверки функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в ЗБМ);

проверки ведения учетной и отчетной документации;

сверки (полной или выборочной) данных учетных и отчетных документов;

проверки порядка организации и проведения физических инвентаризаций и подведения баланса ЯМ;

проверки порядка применения СКД;

проверки наличия ЯМ в местах их нахождения, выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, проведения подтверждающих измерений;

проверки наличия и качества методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего;

проверки процедур оценки потерь ЯМ;

контроля проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ и принятия необходимых мер;

проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала.

100. По результатам проверки состояния учета и контроля ЯМ, выполненной комиссией или уполномоченным должностным лицом, должен быть составлен акт проверки, в котором необходимо указать обнаруженные недостатки, нарушения в учете и контроле ЯМ и рекомендации по их устранению. Акт должен быть утвержден руководителем службы учета и контроля ЯМ организации.

Во исполнение рекомендаций утвержденного акта проверки должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных недостатков и нарушений. Выполнение мероприятий в установленные сроки должно контролироваться руководителем службы учета и контроля ЯМ организации.

101. Персонал, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов, должен проходить подготовку, переподготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ядерных материалов <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2011 N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВОУ         - высокообогащенный уран

 

ЗБМ         - зона баланса материалов

 

ЗО           - зона отчетности

 

ЗРИ         - закрытый радионуклидный источник

 

ИР           - инвентаризационная разница

 

КТИ         - ключевая точка измерений

 

МБО         - материально-балансовый отчет

 

МБП         - межбалансовый период

 

МВИ         - методика выполнения измерений

 

НОУ         - низкообогащенный уран

 

ОИК         - отчет об изменении инвентарного количества

 

РИ           - радионуклидный источник

 

РАО         - радиоактивные отходы

 

РВ           - радиоактивное вещество

 

СКД         - средство контроля доступа

 

СНК         - список наличного количества

 

СО           - специальный отчет

 

СФНК         - список фактически наличного количества

 

УЕ           - учетная единица

 

ЯМ           - ядерные и специальные неядерные материалы

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения:

Арбитражные (проверочные) измерения - измерения количественных характеристик ЯМ, УЕ, которые проводятся в случае обнаружения аномалий.

Атрибутивные признаки - признаки объекта, допускающие их проверку средствами визуального и (или) инструментального контроля.

Вид ядерных материалов - совокупность ЯМ, параметры которых находятся в области, устанавливаемой Госкорпорацией "Росатом" и (или) эксплуатирующей организацией.

Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по изотопу урана-235.

Документально зарегистрированное количество ядерного материала - значение количества ЯМ, находящегося в данное время в ЗБМ, ЗО организации, определенное по имеющимся учетным данным.

Закрытый радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Ключевая точка измерений - место в ЗБМ, где проводятся учетные и (или) подтверждающие измерения.

Межбалансовый период - промежуток времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями.

Нарушения в учете и контроле ядерных материалов - ошибки в учетных и/или отчетных документах, не приведшие к аномалиям в учете и контроле ЯМ; повреждения пломб; несоответствие атрибутивных признаков УЕ зарегистрированным данным; несоответствие порядка производства, использования, передач ЯМ, размещения УЕ требованиям нормативных документов.

Низкообогащенный уран - уран с обогащением, большим 0,73%, но менее 20% по изотопу урана-235.

Оперативно-технический учет - учет продуктов в технологическом процессе, основанный на измерениях отдельных параметров продуктов, контроле их переработки и передач в процессе технологических операций между исполнителями работ.

Отчетные данные - данные о продуктах и ЯМ, непосредственно (без пересчета) используемые для составления отчетных документов ЗБМ, ЗО организации.

Партия материала (учетная партия) - совокупность (порция) ЯМ (продукта), содержащаяся в одной или нескольких УЕ, технологическом оборудовании, количественный и (или) качественный состав которого в целях учета и контроля определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.

Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных УЕ, партий ЯМ.

Потери ядерных материалов - уменьшение количества ЯМ в ЗБМ, обусловленное сбросами и выбросами жидких и газообразных продуктов, потерями продуктов в результате аварий, утрат.

Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ. Подразделяются на системы наблюдения и пломбы.

Учетная единица - объект, содержащий ЯМ, имеющий индивидуальный атрибутивный признак или индивидуальную совокупность атрибутивных признаков, параметры которого зарегистрированы в учетных документах, а целостность подтверждена мерами контроля доступа с момента регистрации учетных данных.

Учетные данные - параметры продуктов, ЯМ, атрибутивные признаки УЕ, используемые для сбора и хранения в рамках ведения учета.

Учетные измерения - измерения характеристик ЯМ, продуктов, результаты которых используются для определения данных, регистрируемых в учетных документах.

Фактически наличное количество ядерного материала - измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами физической инвентаризации масса ЯМ, фактически имеющегося в наличии в ЗБМ в данное время.

Ядерный материал в балк-форме - ЯМ, содержащийся в продукте, не являющемся УЕ.

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО

ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИИ, НАЧИНАЯ С КОТОРОГО

ОНИ ПОДЛЕЖАТ УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ

 

N
п/п

             ЯМ              

   Минимальное  
   количество ЯМ  

Наименьший    
   (младший)  
   разряд    
   числового  
значения массы
ЯМ в отчетных
документах  

1

Плутоний                      

       15 г      

   граммы      

2

Уран-233                      

       15 г          

   граммы      

3

Уран с содержанием изотопа    
U-235 в уране более 0,73%    

       15 г      
по изотопу U-235

   граммы      

4

Нептуний-237                  

       15 г      

   граммы      

5

Совокупность ЯМ, перечисленных
в пп. 1 - 4 данной таблицы    

       15 г      
   по сумме масс  
Pu, U-233, U-235
     и Np-237    

   граммы      

6

Америций-241                  

       1 г      

десятые доли  
   грамма    

7

Америций-243                  

       1 г      

десятые доли  
   грамма    

8

Калифорний-252                

     0,001 г    

микрограммы  

9

Уран с содержанием изотопа    
U-235 в уране не более 0,73%  

     500 кг      

   килограмм    

10

Торий                        

     500 кг      

   килограмм    

11

Литий-6                      

       1 кг      

десятые доли  
килограмма  

12

Тритий, за исключением трития,
содержащегося в тяжелой воде  

       0,2 г      

сотые доли    
   грамма    

13

Дейтерий, за исключением      
дейтерия, содержащегося в    
тяжелой воде, применяемой в  
ядерных реакторах, критических
и подкритических стендах, а  
также в установках по получению
и детритизации тяжелой воды  

   200 кг атомов  
     дейтерия    

десятые доли  
килограмма  

 

 

 

 

 

Приложение N 4

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 1

 

           Продукты          

         ЯМ        

   Масса ЯМ, кг,  
     не менее      

Металлические продукты:      
металлические изделия,      
заготовки;                  
слитки, крупка, их сплавы и  
смеси;                      
топливные элементы и сборки,
содержащие металлическое и  
интерметаллидное топливо;    
бракованные изделия и отходы,
перерабатываемые путем      
переплавки без растворения  

Pu (здесь и далее,
если не оговорено
       иное,      
   символом Pu    
обозначен плутоний
любого состава с
содержанием Pu-238
   не более 60%),  
       U-233      

         2        
   по сумме масс  
     Pu и U-233    

       ВОУ        

5 по изотопу U-235

Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ и
     других ЯМ    

         2        
   по сумме масс  
Pu, U-233, U-235,
   Np-237, Am, Cf  

Продукты с высоким          
содержанием ЯМ:              
карбиды, оксиды, хлориды,    
нитриды, фториды, их сплавы и
смеси;                      
топливные элементы и сборки,
содержащие топливо из        
вышеупомянутых соединений;  
другие продукты с            
концентрацией (содержанием)  
ЯМ не менее 25 г/л (25 г/кг)

     Pu, U-233    

         6          
   по сумме масс  
     Pu и U-233    

       ВОУ        

20 по изотопу U-235

Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ и
     других ЯМ    

         6        
   по сумме масс  
Pu, U-233, U-235,
   Np-237, Am, Cf  

 

 

 

 

 

Приложение N 5

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 2

 

         Продукты        

       ЯМ      

       Масса ЯМ, кг      

Металлические продукты:  
металлические изделия,    
заготовки;                
слитки, крупка, их сплавы и
смеси;                    
топливные элементы и      
сборки, содержащие        
металлическое и          
интерметаллидное топливо;
бракованные изделия и    
отходы, перерабатываемые  
путем переплавки без      
растворения              

   Pu, U-233    

         >= 0,5,        
         но < 2        
     по сумме масс      
         Pu и U-233      

       ВОУ      

         >= 1,          
         но < 5        
     по изотопу U-235    

     Смесь,    
   совокупность  
Pu, U-233, ВОУ
   и других ЯМ  

         >= 0,5,        
         но < 2        
     по сумме масс      
   Pu, U-233, U-235,    
     Np-237, Am, Cf    

Продукты с высоким        
содержанием ЯМ:          
карбиды, оксиды, хлориды,
нитриды, фториды, их сплавы
и смеси;                  
топливные элементы и      
сборки, содержащие топливо
из вышеупомянутых        
соединений; другие продукты
с концентрацией          
(содержанием) ЯМ не менее
25 г/л (25 г/кг)          

   Pu, U-233    

         >= 2,          
         но < 6        
     по сумме масс      
       Pu и U-233      

       ВОУ      

         >= 6,          
         но < 20        
     по изотопу U-235    

     Смесь,    
   совокупность  
Pu, U-233, ВОУ
   и других ЯМ  

         >= 2,          
         но < 6        
     по сумме масс      
   Pu, U-233, U-235,    
     Np-237, Am, Cf    

Продукты с низким        
содержанием ЯМ:          
продукты, требующие сложной
обработки;                
продукты с концентрацией  
(содержанием) ЯМ от 1 до 25
г/л (от 1 до 25 г/кг)    

   Pu, U-233    

         >= 16          
     по сумме масс      
       Pu и U-233      

       ВОУ      

         >= 50          
     по изотопу U-235    

     Смесь,    
совокупность Pu,
   U-233, ВОУ и  
   других ЯМ    

         >= 16          
     по сумме масс      
   Pu, U-233, U-235,    
     Np-237, Am, Cf    

 

 

 

 

 

Приложение N 6

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 3

 

         Продукты        

       ЯМ        

     Масса ЯМ, кг      

Металлические продукты:  
металлические изделия,    
заготовки;                
слитки, крупка,          
их сплавы и смеси;        
топливные элементы и      
сборки, содержащие        
металлическое и          
интерметаллидное топливо;
бракованные изделия и    
отходы, перерабатываемые  
путем переплавки без      
растворения              

     Pu, U-233    

         >= 0,2,        
       но < 0,5        
     по сумме масс    
       Pu и U-233      

       ВОУ      

       >= 0,5,        
         но < 1        
     по изотопу U-235  

     Смесь,      
   совокупность  
Pu, U-233, ВОУ  
   и других ЯМ  

         >= 0,2,        
       но < 0,5        
     по сумме масс    
   Pu, U-233, U-235,  
     Np-237, Am, Cf    

Продукты с высоким        
содержанием ЯМ:          
карбиды, оксиды, хлориды,
нитриды, фториды, их сплавы
и смеси;                  
топливные элементы и      
сборки, содержащие топливо
из вышеупомянутых        
соединений;              
другие продукты          
с концентрацией          
(содержанием) ЯМ не менее
25 г/л (25 г/кг)          

     Pu, U-233    

         >= 0,5,        
         но < 2        
     по сумме масс    
       Pu и U-233      

       ВОУ      

         >= 2,        
         но < 6        
   по изотопу U-235    

     Смесь,      
   совокупность  
Pu, U-233, ВОУ  
   и других ЯМ  

         >= 0,5,        
         но < 2        
     по сумме масс    
   Pu, U-233, U-235,  
     Np-237, Am, Cf    

Продукты с низким        
содержанием ЯМ:          
продукты, требующие сложной
обработки;                
продукты с концентрацией  
(содержанием) ЯМ от 1 до 25
г/л (от 1 до 25 г/кг)    

     Pu, U-233    

         >= 3,        
         но < 16        
     по сумме масс    
       Pu и U-233      

       ВОУ      

         >= 8,        
         но < 50        
   по изотопу U-235    

     Смесь,      
   совокупность  
Pu, U-233, ВОУ  
   и других ЯМ  

         >= 3,        
         но < 16        
     по сумме масс    
   Pu, U-233, U-235,  
     Np-237, Am, Cf    

 

 

 

 

 

Приложение N 7

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 4

 

         Продукты        

         ЯМ        

   Масса ЯМ, кг, не  
       более        

Металлические продукты:  
металлические изделия,    
заготовки;                
слитки, крупка, их сплавы и
смеси;                    
топливные элементы и      
сборки, содержащие        
металлическое и          
интерметаллидное топливо;
бракованные изделия и    
отходы, перерабатываемые  
путем переплавки без      
растворения              

     Pu, U-233      

         0,2        
   по сумме масс    
     Pu и U-233    

         ВОУ        

         0,5        
   по изотопу U-235  

Смесь, совокупность
   Pu, U-233, ВОУ  
     и других ЯМ    

         0,2        
   по сумме масс    
Pu, U-233, U-235,  
   Np-237, Am, Cf  

Продукты с высоким        
содержанием ЯМ:          
карбиды, оксиды, хлориды,
нитриды, фториды, их сплавы
и смеси;                  
топливные элементы и      
сборки, содержащие топливо
из вышеупомянутых        
соединений;              
другие продукты          
с концентрацией          
(содержанием) ЯМ не менее
25 г/л (25 г/кг)          

     Pu, U-233      

         0,5        
   по сумме масс    
     Pu и U-233    

         ВОУ        

          2            
   по изотопу U-235  

Смесь, совокупность
   Pu, U-233, ВОУ  
     и других ЯМ    

         0,5        
   по сумме масс    
Pu, U-233, U-235,  
   Np-237, Am, Cf  

Продукты с низким        
содержанием ЯМ:          
продукты, требующие сложной
обработки;                
продукты с концентрацией  
(содержанием) ЯМ от 1 до 25
г/л (от 1 до 25 г/кг)    

     Pu, U-233      

         3          
   по сумме масс    
     Pu и U-233      

         ВОУ        

         8          
   по изотопу U-235  

Смесь, совокупность
   Pu, U-233, ВОУ  
     и других ЯМ    

         3          
   по сумме масс    
Pu, U-233, U-235,  
   Np-237, Am, Cf  

Все другие продукты, включая:                    
продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с            
концентрацией (содержанием) менее 1 г/л (1 г/кг);
любые соединения урана с содержанием U-235 в уране
менее 20%;                                      
любые продукты, создающие мощность поглощенной  
дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч
= 100 рад/ч;                                    
любые соединения: Pu с содержанием изотопа Pu-238
более 60%, тория, нептуния-237, америция-241,    
америция-243 и калифорния-252;                  
специальные неядерные материалы и любые их      
соединения                                      

Суммарная масса всех
ЯМ не менее          
минимальных          
количеств,          
приведенных в табл.  
приложения N 3

 

 

 

 

 

Приложение N 8

к Основным правилам учета

и контроля ядерных материалов,

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 17 апреля 2012 г. N 255

 

ВЕРОЯТНОСТЬ

ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАЧИ (ИЗЛИШКА) ПОРОГОВОГО

КОЛИЧЕСТВА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВЫБОРКИ

ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОКАЗАНИЙ СРЕДСТВ

КОНТРОЛЯ ДОСТУПА О НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ ДОСТУПЕ

 

┌─────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│       Объем применения СКД к ЯМ       │ Вероятность обнаружения, %, │

│                                         │           не менее           │

│                                        ├───────────────┬───────────────┤

│                                         │ для категорий │для категории 4│

│                                         │   1, 2, 3   │               │

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Только пломбы на УЕ                     │     50       │     30       │

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Только система наблюдения за ЯМ         │     50       │     30       │

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Пломбы и одно СКД другого вида           │     25       │       9       │

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Пломбы и одновременно (n-1)            │         n   │         n   │

│разнообразных СКД                       │ 100 (0,5)   │ 100 (0,3)   │

└─────────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────────┘

 

Системы наблюдения за ЯМ включают:

автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения, датчики контроля вскрытия дверей, люков, аварийные сигнализаторы);

технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.

Результаты показаний элементов системы наблюдения должны быть оформлены документально и представлены инвентаризационной комиссии.

Если ЯМ представлены в форме УЕ, целостность которых при нахождении в ЗБМ на МБП обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ЯМ, покрытые оболочками, в результате чего ЯМ не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ЯМ при расчете объема выборки подтверждающих измерений используются параметры обнаружения, аналогичные применяемым к УЕ, которые оснащены пломбами.

Новости