7. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ АВАРИЯХ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ

РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

7.1. Общие положения и требования

7.1.1. Неисправности и поломки транспортного средства, не вызывающие воздействия на груз, устраняются в установленном порядке на каждом виде транспорта с соблюдением установленных требований к обеспечению радиационной безопасности. Работы по устранению неисправностей и поломок должны быть проведены под наблюдением лица, ответственного за сопровождение груза, и (или) с учетом информации, содержащейся на знаках опасности, установленных на грузе и транспортных средствах, а также с учетом требований санитарных правил при транспортировании радиоактивных материалов.

7.1.2. Мероприятия по ликвидации последствий аварий при перевозке груза обязаны осуществлять АСФ аварийно-технических центров, подведомственных органу управления использованием атомной энергии, и специальные аварийные бригады эксплуатирующих организаций.

7.1.3. Утверждение аварийных карточек на различные виды грузов радиоактивных материалов, определение порядка их использования осуществляет орган управления использованием атомной энергии.

7.1.4. До осуществления перевозки груза грузоотправитель (грузополучатель) должен иметь план организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке груза с учетом конкретных условий выполняемых перевозок и регламентированных требований. Этот план должен быть согласован в установленном порядке.

7.1.5. Для своевременного принятия необходимых мер по ликвидации аварий с грузом грузоотправитель (грузополучатель) должен обеспечить систематический контроль за движением грузов, за исключением освобожденных упаковок.

7.2. Классификация аварий и основные требования

к мероприятиям в случае аварии

7.2.1. Для оперативного первичного определения степени радиационной опасности, возникающей в результате аварии с грузом радиоактивных материалов, и принятия соответствующих первичных мер аварии подразделяются на три категории опасности:

7.2.1.1. Аварии I категории - аварии, при которых груз радиоактивных материалов в результате механических воздействий не получил видимых повреждений, или имеет незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления на транспортном средстве, или груз подвергся небольшому тепловому воздействию (без непосредственного контакта с огнем) в результате пожара вне грузового помещения или транспортного средства.

При авариях этой категории не увеличивается выход радиоактивного содержимого из упаковок выше значений, допустимых для нормальных условий перевозки, а уровень излучения может возрастать не более чем на 20%.

7.2.1.2. Аварии II категории - аварии, при которых:

а) грузу с упаковками типа В, типа С или с упаковками, содержащими делящиеся материалы, нанесены значительные механические повреждения и (или) упаковки попали в очаг пожара, в результате чего увеличение уровней излучения и выход радиоактивных материалов из упаковок не должны превышать пределов, установленных настоящими Правилами для аварийных условий перевозки;

б) грузу с промышленными упаковками и упаковками типа А, не содержащими делящиеся материалы, нанесены значительные механические повреждения, или такие упаковки попали в очаг пожара, или упаковки полностью разрушены.

7.2.1.3. Аварии III категории - аварии, при которых упаковки типа В, типа С или упаковки, содержащие делящиеся материалы, частично или полностью разрушены, уровни излучения и выход радиоактивных веществ из упаковок могут превышать пределы, предусмотренные настоящими Правилами для аварийных условий перевозки (запроектная авария).

7.2.2. Первичное определение степени опасности аварии и организация выполнения работ должны производиться лицом, сопровождающим груз, которое должно иметь необходимую подготовку и соответствующие инструкции грузоотправителя (грузополучателя). До прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя), или АСФ, или представителя органа управления использованием атомной энергии, или регионального аварийного формирования это лицо осуществляет руководство работами по ликвидации последствий аварии.

В случае если в результате аварии сопровождающий персонал не в состоянии выполнять свои обязанности или он отсутствует, представитель транспортной организации, сотрудник органов внутренних дел или пожарно-спасательного подразделения, руководствуясь аварийной карточкой, информацией в соответствии со знаками опасности на грузе и транспортных средствах, и результатами визуального осмотра, должны определить степень опасности аварии и выполнить первоочередные работы.

7.2.3. При авариях I категории в случае наличия и дееспособности сопровождающего персонала ликвидация последствий аварии проводится этим персоналом совместно с работниками транспорта и сотрудниками органов внутренних дел. После приведения транспортных средств и груза в исправное состояние и составления акта об аварии решение о дальнейшей перевозке груза принимается лицом, сопровождающим груз, совместно с работниками транспортной организации.

7.2.4. При авариях I категории в случае потери дееспособности сопровождающим персоналом или при его отсутствии ликвидация последствий аварии проводится согласно требованиям аварийной карточки работниками транспорта и сотрудниками органов внутренних дел. Принимается во внимание информация в соответствии с этикетками и знаками радиационной опасности на грузе и транспортных средствах.

Для определения возможности дальнейшей перевозки на место аварии должен быть вызван представитель грузоотправителя (грузополучателя), который составляет акт об аварии и принимает решение о дальнейшей перевозке груза.

7.2.5. При авариях II и III категорий должны быть проведены следующие работы с учетом требований аварийной карточки:

- спасение людей, жизнь которых подвергается опасности, и оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

- тушение пожара в случае его возникновения;

- передача информации об аварии;

- удаление людей из возможно опасной зоны на расстояние согласно аварийной карточке и указаниям лица, сопровождающего груз. При отсутствии аварийной карточки и лиц, сопровождающих груз, до прибытия специалистов удалять людей следует в наветренную сторону на расстояние 100 - 200 м;

- установление знаков, предупреждающих об опасности;

- организация оцепления зоны аварии и при необходимости организация дополнительной охраны груза;

- обеспечение общественного порядка на месте аварии;

- визуальный осмотр груза и передача уточненной информации об аварии в соответствии с аварийной карточкой;

- принятие первичных неотложных мер по устранению последствий аварии и предотвращению расширения ее последствий;

- учет лиц, которые могли подвергнуться радиационному воздействию при аварии (облучение, загрязнение), и их задержание до прибытия специалистов по радиационному контролю с соответствующей аппаратурой (за исключением лиц, которым требуется срочная медицинская помощь в стационарном медицинском учреждении);

- установление по мере возможности контроля радиационной обстановки.

7.2.6. О месте аварии II и III категорий, времени и степени ее опасности (категория аварии) лицами, сопровождающими груз, а при их отсутствии - работниками транспортных организаций должны быть немедленно оповещены грузоотправитель, грузополучатель, организация перевозчика, органы внутренних дел, территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы местного самоуправления, органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, орган управления использованием атомной энергии.

7.2.7. По прибытии спасательных сил и средств транспортных организаций их работа должна также проводиться с учетом указаний лица, сопровождающего груз, а при его отсутствии - в соответствии с аварийной карточкой. Работы, связанные с перемещением упаковок типа В, типа С и упаковок с делящимися ядерными материалами, проводятся только по указаниям лица, сопровождающего груз, представителя органа управления использованием атомной энергии, руководителя АСФ или бригады регионального аварийного формирования по их прибытии на место.

7.2.8. Вопрос о дальнейшей перевозке поврежденного груза решается грузоотправителем (грузополучателем). При этой перевозке должно быть обеспечено выполнение настоящих Правил или приняты меры предосторожности, обеспечивающие уровень безопасности, требуемый настоящими Правилами. Условия дальнейшей перевозки должны быть согласованы с органом управления использованием атомной энергии и с органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также (в случае перевозки железнодорожным транспортом) федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

7.2.9. Работы по ликвидации последствий радиационной аварии считаются законченными после завершения ликвидации радиоактивного загрязнения, подтвержденного радиационно-гигиеническим заключением органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения безопасности движения транспортных средств, с составлением комиссионного акта о ликвидации последствий аварии. К акту, помимо заключения, прилагаются протоколы радиационного контроля территории и объектов, подвергавшихся радиационному загрязнению.

7.3. Дополнительные требования к мероприятиям на случай

аварии при перевозке водным транспортом

7.3.1. Перед погрузкой груза на судно капитан судна и ответственный представитель порта должны быть ознакомлены с аварийной карточкой на данный груз.

7.3.2. На судне должны быть выделены и соответственно подготовлены лица для проведения работ в случае аварии с грузом радиоактивных материалов.

7.3.3. Аварийные работы при авариях с грузом радиоактивных материалов на судне проводятся под руководством капитана судна или специально назначенного им для этих целей лица в соответствии с инструкцией перевозчика и требованиями аварийной карточки.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

8.1. Для обеспечения физической защиты при транспортировании радиоактивных веществ необходимо руководствоваться общими требованиями, указанными в данном разделе.

8.2. Для обеспечения физической защиты при транспортировании ядерных материалов необходимо руководствоваться общими требованиями, указанными в пункте 8.3, и требованиями Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264, Конвенции о физической защите ядерного материала (документ МАГАТЭ, ИНФЦИРК /274/, ред. 1, подписан СССР 21 мая 1980 г., ратифицирован СССР 4 мая 1983 г., вступил в силу 8 февраля 1987 г.) с учетом рекомендаций МАГАТЭ "Физическая защита ядерного материала" (ИНФЦИРК /225/, ред. 3), принятых на совещании Технического комитета МАГАТЭ по физической защите ядерного материала 25 июня 1993 г.

8.3. Для обеспечения физической защиты при транспортировании радиоактивных материалов необходимо:

- максимально ограничивать общее время нахождения радиоактивных материалов в пути;

- сводить до минимума количество перевалок груза с одного транспортного средства на другое и время хранения груза в ожидании транспортного средства;

- организовывать движение транспортных средств, перевозящих ядерные материалы, имея разные варианты расписаний и маршрутов их движения;

- обеспечивать оповещение грузополучателя об отправке груза и грузоотправителя о получении груза;

- выбирать маршрут следования вне районов чрезвычайного положения, стихийного бедствия, других экстремальных ситуаций и т.п.;

- максимально ограничивать круг должностных лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки радиоактивных материалов;

- обеспечивать допуск к осуществлению перевозки, сопровождения и охраны радиоактивных материалов лиц из числа предварительно прошедших проверку на допуск.

Новости