VI. Измерения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
для осуществления их учета и контроля

33. Измерения РВ, РАО в организации должны проводиться в целях установления или подтверждения учетных данных.
34. В организации, осуществляющей обращение с РВ, РАО, должна быть разработана программа измерений, включающая в себя перечень методик выполнения измерений (инструкций), средств измерений, стандартных образцов, требования к точности измерений, перечень процедур пробоотбора и формы представления результатов. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
35. Методики выполнения измерений (инструкции) должны быть оформлены в виде отдельных документов.
36. Методики выполнения учетных измерений должны быть метрологически аттестованы.
37. Перечень средств измерений, используемых в системе измерения РВ, РАО, должен содержать тип средства и его модификацию.
38. Используемые средства измерений должны быть метрологически поверены.
39. Для обеспечения качества измерений в организации должна быть разработана и внедрена программа контроля качества измерений, содержащая график калибровки или поверки средств измерений, планы пересмотра и переаттестации методик выполнения измерений и стандартных образцов, планы внутреннего оперативного контроля качества измерений.
40. Программой должен предусматриваться контроль качества проведения измерений для подтверждения сходимости, воспроизводимости результатов и их погрешностей.

VII. Требования к передаче радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов между организациями

41. Передача ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более   Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО должна сопровождаться оформлением предварительных уведомлений, подписанных руководителем организации-отправителя или лицом, им уполномоченным.
42. При передаче РВ, РАО организация-отправитель отправляет в адрес организации-получателя сопроводительные и приходно-расходные документы.
43. В учетных документах должны указываться данные об упаковке с РВ и РАО (типы и идентификаторы пломбировочных устройств, брутто-масса упаковки). Сведения о характеристиках перемещаемых РВ, РАО (паспортные данные) должны приводиться в документах, отправляемых отдельно или вместе с грузом.
44. После отправления РВ, РАО организация-отправитель должна направить паспорта (формуляры, сертификаты) на них (если они не были отправлены с грузом) организации-получателю в течение трех рабочих дней.
45. Отправление РВ, РАО организацией-отправителем должно сопровождаться записью в учетных документах организации-отправителя.
46. При получении РВ, РАО организацией-получателем в течение трех рабочих дней должно быть проверено соответствие данных организации-отправителя об упаковках с РВ, РАО, организовано их временное хранение.
47. Постановка на учет РВ, РАО должна предваряться внешним осмотром, проверкой количества учетных единиц (упаковок) и соответствия мест их размещения, идентификаторов, установленных пломбировочных устройств данным сопроводительных документов, подтверждающими измерениями РВ, РАО, расчетными методиками и иными доступными методами или их комбинациями.
48. Постановка на учет РВ, РАО должна быть произведена не позднее 10 суток после получения РВ, РАО и паспортов (формуляров, сертификатов) на них по установленным в организации методикам проведения подтверждающих измерений.
49. Условия приема-передачи должны быть определены договором между организациями. Этим договором должны быть также определены порядок проведения подтверждающих измерений и порядок действий при выявлении расхождений характеристик РВ, РАО.
50. Данные, полученные в результате измерений, должны оформляться документально. Необходимо приводить сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, типы и идентификаторы пломбировочных устройств, дату выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.
51. Постановка на учет РВ, РАО организацией-получателем должна сопровождаться записью в учетных документах организации-получателя и уведомлением об этом организации-отправителя согласованным с ней способом.
52. Организация-отправитель после получения уведомления о постановке на учет РВ, РАО (кроме упомянутых в пункте 40) в организации-получателе должна снять их со своего учета.

VIII. Инвентаризация радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов

Общие требования к проведению инвентаризации

53. В организации должны проводиться следующие виды инвентаризации РВ, РАО:
первичная;
плановая;
внеочередная.
54. Инвентаризация проводится в соответствии с положением, утвержденным в организации. Положение по инвентаризации для организаций, осуществляющих обращение с высокоактивными РАО, должно быть согласовано с Госкорпорацией "Росатом".
55. Первичная инвентаризация должна проводиться в организации один раз при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
56. Плановая инвентаризация должна проводиться:
для РВ - в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, включая ОЯТ, не реже одного раза в год;
для РАО - в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, - не реже одного раза в 5 лет.
57. Внеочередная инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ, РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ, РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях по решению руководителя организации, Госкорпорации "Росатом", Ростехнадзора в пределах их компетенции.

Требования к проведению инвентаризации радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов

58. Для проведения инвентаризации распорядительным документом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должна быть назначена инвентаризационная комиссия, определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещения РВ, РАО на период инвентаризации (кроме непрерывных технологических процессов) без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение.
Инвентаризация в организации должна проводиться по подразделениям.
59. Комплект документов для проведения инвентаризации РВ, РАО должен содержать перечень документов, необходимых для проведения инвентаризации, и включать:
документы, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации;
учетные документы;
список наличного количества на дату инвентаризации.
60. До начала инвентаризации РВ учетные единицы должны быть приведены в состояние, позволяющее проверить их наличие, целостность и идентификационные признаки.
61. При проведении инвентаризации должно быть определено фактическое наличие РВ, РАО и должна быть осуществлена проверка его соответствия списку наличного количества.
62. При проведении инвентаризации необходимо выполнять подтверждающие измерения, которые должны подтвердить отсутствие недостачи или излишка.
63. Для учетных единиц должны выполняться проверки:
наличия учетных единиц;
соответствия типа учетных единиц и их идентификаторов учетным данным;
целостности учетных единиц;
соответствия типа пломбировочных устройств учетным данным;
состояния пломбировочных устройств;
массы и/или объема РВ, РАО в учетных единицах с целью определения их соответствия учетным данным;
наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
64. По результатам инвентаризации должен быть оформлен акт инвентаризационной комиссии. В акте должны быть отражены:
результаты проверки ведения учетных документов, проверки наличия учетных единиц РВ, РАО;
основные результаты инвентаризации по установленным Госкорпорацией "Росатом" формам;
все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ, РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;
предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ, РАО.

IX. Действия при обнаружении недостачи (излишка)
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

65. При передачах РВ, РАО в случае выявления организацией-получателем недостачи (излишка) РВ, РАО организацией-получателем совместно с организацией-отправителем в течение 24 часов должны быть приняты меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения. Информация об этом происшествии должна быть немедленно представлена в Госкорпорацию "Росатом", Ростехнадзор.
66. В случае выявления недостачи (излишка) РВ, РАО при проведении инвентаризации организация в течение 24 часов должна принять меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения. Если в течение этого срока причины не были установлены либо были установлены, но последствия не были устранены, то информация о данном обстоятельстве должна быть представлена в Госкорпорацию "Росатом", Ростехнадзор.
67. Информация должна содержать:
описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить недостачу (излишек) РВ, РАО;
количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО на момент обнаружения недостачи (излишка);
принятые меры и план последующих действий.

X. Учетные и отчетные документы,
предварительные уведомления

Учетные документы

68. Учетные документы ведутся в организации. Они должны содержать данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО, включая их количество, изменения количества, а также обо всех операциях, проведенных с РВ и РАО. Допускается электронная форма ведения учетных документов с защитой информации от несанкционированных изменений и сохранением сведений обо всех корректировках и изменениях в носителях учетных данных.
69. К носителям учетных данных о РВ и РАО относятся:
подлинники приходно-расходных документов;
паспорта (формуляры, сертификаты);
подлинники учетных документов - журналы учета РВ, журналы учета РАО и иные документы, установленные в организации (перечни обязательных сведений в журналах учета, ведение которых осуществляется централизованной службой или лицом, ответственным за учет и контроль РВ, РАО в организации (приведены в приложениях N 6 - 12 к настоящим Правилам);
электронные базы данных.
70. Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:
по РВ:
в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию;
постоянно для РВ, находящихся в организации;
по РАО и ОЯТ:
в течение 10 лет после передачи РАО или ОЯТ в другую организацию или снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;
постоянно для РАО и ОЯТ, находящихся в организации;
по сбросам и выбросам радионуклидов:
в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;
постоянно в случае превышения допустимых значений.

Отчетные документы

71. Отчетные документы должны составляться и оформляться на основе учетных документов и результатов инвентаризации по формам, введенным в действие в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
72. Отчетные документы организация должна предоставлять Ростехнадзору по запросу.
73. Исправление учетных данных должно производиться только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи и с отметкой ее как ошибочной.
74. Исправление отчетных данных должно производиться только путем представления новых отчетных документов.

Предварительные уведомления

75. При передаче ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более   Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО между организациями организация-отправитель не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты отправления должна направить предварительное уведомление об отправлении организации-получателю, в информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО соответствующего субъекта Российской Федерации и в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-отправителем.
76. При передаче ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более   Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО между организациями организация-получатель в течение 24 ч после получения предварительного уведомления от организации-отправителя должна направить уведомление о готовности к получению организации-отправителю, в соответствующий информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО и в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-получателем.
77. В случае внеплановых отправлений предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех дней после определения сроков отправления, но не позже дня отправления.
78. Информация о получении должна быть направлена в сроки, установленные Госкорпорацией "Росатом", в информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО и в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-получателем.
79. Форма предварительного уведомления приведена в приложении N 13 к настоящим Правилам.

XI. Требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

80. Должностные лица и персонал, осуществляющий учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение, периодическое повышение квалификации и проверку знаний не реже одного раза в три года.
81. Должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в организации, должны проходить переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

Приложение N 1
к Основным правилам учета
и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 31 января 2012 г. N 67

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.
Законсервированное хранилище радиоактивных отходов - хранилище, в котором завершено размещение РАО и проведен комплекс работ по приведению его в состояние, обеспечивающее долговременное безопасное хранение РАО, а также контроль и наблюдение за хранилищем в течение всего времени консервации.
Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.
Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - процедура определения фактического наличия РВ и РАО в организации и сверка с данными учетных документов.
Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.
Нарушение в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (нарушение) - недостача или излишек, несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО, несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным, нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО.
Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.
Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.
Партия радиоактивных веществ (радиоактивных отходов) - совокупность РВ (РАО), содержащихся в учетных единицах, количественный и/или качественный состав которых в целях учета и контроля РВ и РАО определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.
Подтверждающие измерения - количественные и качественные измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных о РВ и РАО.
Радиоактивные вещества оборонного назначения - РВ, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения или военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники.
Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - перечень РВ и РАО, находящихся в наличии, с указанием их количества, составленный на основании учетных документов.
Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение учетных данных по РВ и РАО, составление и ведение учетных и отчетных документов.
Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются документом и/или отдельной записью (строкой) в учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в течение определенного периода времени.
Учетные данные - данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО, атрибутивные признаки учетных единиц, используемые для целей учета.
Фактическое наличие радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - измеренное или определенное расчетным путем в соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.

Новости