11. НОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

11.1. Общие требования

11.1.1. Оценка качества сварных соединений и наплавленного металла проводится на основании результатов контроля конкретных сварных соединений и наплавленных изделий в соответствии с требованиями разд. 9 и 10.
11.1.2. Нормы оценки качества принимают:
- при контроле стыковых сварных соединений различной толщины по номинальной толщине более тонкой детали;
- при контроле угловых и тавровых сварных соединений - по расчетной высоте углового шва;
- при контроле торцевых сварных соединений - по удвоенной номинальной толщине более тонкой свариваемой детали;
- при контроле вварки труб в трубные доски - по номинальной толщине стенки труб;
- при радиографическом контроле сварных соединений труб или других цилиндрических деталей через две стенки - по номинальной толщине одной стенки;
- при контроле сварных соединений, выполненных с расточкой - по номинальной толщине стенки (в месте расточки), которая должна указываться в конструкторской документации или ПКД. Показатели контроля должны удовлетворять нормам настоящих ПК.
11.1.3. Протяженность (длина) сварных соединений определяется по их наружной поверхности (для кольцевых, угловых и тавровых сварных соединений - по наружной поверхности привариваемой детали у края углового шва).
11.1.4. В случаях, указанных в чертежах изделий, при контроле сварных соединений категорий IIIв и IIIс (доступных для сварки с одной стороны и выполненных без подкладных колец) трубопроводов и трубных систем оборудования в корне шва могут быть допущены непровары глубиной (высотой) до 10% номинальной толщины сваренных труб, но не более 2 мм, с суммарной протяженностью не более 20% внутреннего периметра соединения.
11.1.5. Нормы оценки качества усиливающих наплавок устанавливаются конструкторской организацией по согласованию с предприятием-изготовителем, головной материаловедческой организацией и Госатомэнергонадзором СССР.

11.2. Визуальный и измерительный контроль

11.2.1. Трещины, отслоения, прожоги, свищи, наплывы, усадочные раковины, подрезы, брызги металла, непровары, скопления и неодиночные включения, выявленные при визуальном контроле, не допускаются.
11.2.2. Нормы допустимости одиночных поверхностных включений и пор для сварных соединений и предварительно наплавленных кромок приведены в табл. 7.

Таблица 7

НОРМЫ ДОПУСТИМОСТИ ОДИНОЧНЫХ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВКЛЮЧЕНИЙ
СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПЛАВЛЕННЫХ КРОМОК

------------------T-------------------------T--------------------¬
¦   Номинальная   ¦ Допускаемый наибольший  ¦    Максимально     ¦
¦ толщина сварных ¦   размер включения в    ¦ допускаемое число  ¦
¦ (наплавленных)  ¦   сварных соединениях   ¦ включений на любых ¦
¦   деталей, мм   ¦(наплавках) категорий, мм¦100 мм протяженности¦
¦                 ¦                         ¦сварного соединения ¦
¦                 ¦                         ¦(наплавки) категорий¦
¦                 +-----T-----T---T----T----+---T---T---T----T---+
¦                 ¦ Iн  ¦ IIн ¦ I ¦ II ¦III ¦Iн ¦IIн¦ I ¦ II ¦III¦
+-----------------+-----+-----+---+----+----+---+---+---+----+---+
¦До 2 включительно¦-    ¦-    ¦-  ¦-   ¦0,3 ¦-  ¦-  ¦-  ¦-   ¦2  ¦
¦Свыше 2 до 3     ¦-    ¦-    ¦-  ¦0,3 ¦0,4 ¦-  ¦-  ¦-  ¦2   ¦3  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 3 до 4     ¦-    ¦-    ¦0,3¦0,4 ¦0,5 ¦-  ¦-  ¦2  ¦3   ¦4  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 4 до 5     ¦-    ¦0,3  ¦0,4¦0,5 ¦0,6 ¦-  ¦2  ¦2  ¦3   ¦4  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 5 до 6     ¦0,3  ¦0,4  ¦0,5¦0,6 ¦0,8 ¦2  ¦2  ¦2  ¦3   ¦4  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 6 до 8     ¦0,4  ¦0,5  ¦0,6¦0,8 ¦1,0 ¦2  ¦2  ¦3  ¦4   ¦5  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 8 до 10    ¦0,5  ¦0,6  ¦0,8¦1,0 ¦1,2 ¦2  ¦3  ¦3  ¦4   ¦5  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 10 до 15   ¦0,6  ¦0,8  ¦1,0¦1,2 ¦1,5 ¦3  ¦3  ¦3  ¦4   ¦5  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 15 до 20   ¦0,8  ¦1,0  ¦1,2¦1,5 ¦2,0 ¦3  ¦3  ¦4  ¦5   ¦6  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 20 до 40   ¦1,0  ¦1,2  ¦1,5¦2,0 ¦2,0 ¦3  ¦4  ¦4  ¦5   ¦6  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 40 до 100  ¦1,2  ¦1,5  ¦1,5¦2,0 ¦2,5 ¦4  ¦4  ¦5  ¦6   ¦7  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 100 до 200 ¦1,5  ¦1,5  ¦1,5¦2,0 ¦2,5 ¦4  ¦5  ¦6  ¦7   ¦8  ¦
¦включительно     ¦     ¦     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦
¦Свыше 200        ¦1,5  ¦1,5  ¦1,5¦2,0 ¦2,5 ¦5  ¦6  ¦7  ¦8   ¦9  ¦
L-----------------+-----+-----+---+----+----+---+---+---+----+----

Примечания: 1. Включения с наибольшим фактическим размером до 0,2 мм не учитываются вне зависимости от номинальной толщины сварных (наплавленных) деталей как при подсчете числа одиночных включений, так и при рассмотрении расстояния между включениями.
2. Любую совокупность включений (одиночных скоплений, группа включений), которая может быть вписана в квадрат с размером стороны, не превышающим значения допускаемого максимального размера одиночного включения, допускается рассматривать как одно сплошное включение.

11.2.3. Нормы допустимости высоты (глубины) углубления между валиками и чешуйчатости их поверхности для сварных соединений приведены в табл. 8.

Таблица 8

НОРМЫ ДОПУСКАЕМОЙ ВЫСОТЫ (ГЛУБИНЫ) УГЛУБЛЕНИЙ МЕЖДУ
ВАЛИКАМИ И ЧЕШУЙЧАТОСТИ ИХ ПОВЕРХНОСТИ

----------------------------T------------------------------------¬
¦    Номинальная толщина    ¦    Максимальный линейный размер    ¦
¦   сварных (наплавленных)  ¦для категорий сварных соединений, мм¦
¦        деталей, мм        +-------------T-----------T----------+
¦                           ¦ I, Iн, IIн  ¦    II     ¦   III    ¦
+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦До 2 включительно          ¦0,3          ¦0,4        ¦0,6       ¦
¦Свыше 2 до 4 включительно  ¦0,4          ¦0,6        ¦0,8       ¦
¦Свыше 4 до 6 включительно  ¦0,6          ¦0,8        ¦1,0       ¦
¦Свыше 6 до 10 включительно ¦0,8          ¦1,0        ¦1,2       ¦
¦Свыше 10 до 15 включительно¦1,0          ¦1,2        ¦1,5       ¦
¦Свыше 15                   ¦1,2          ¦1,5        ¦2,0       ¦
L---------------------------+-------------+-----------+-----------

11.2.4. На поверхности антикоррозионного покрытия допускаются одиночные включения размером не более 1 мм, если их число на любом участке размером 100 х 100 мм не превышает четырех.
На поверхности усиливающих наплавок допускаются одиночные включения с максимальным размером не более 1 мм, если их число на любом участке площадью 25 кв. см не превышает пяти.
На визуальный контроль указанных поверхностей распространяются примечания 1 и 2 табл. 7.
На указанных поверхностях высота (глубина) углубления между валиками не должна превышать 1 мм, а чешуйчатость - 0,5 мм.
При автоматической дуговой наплавке ленточным электродом на указанных поверхностях допускается несовпадение уровней поверхностей двух соседних валиков в местах их сопряжения на величину, не превышающую 2 мм.
11.2.5. Формы и размеры конструкционных элементов выполненных швов (ширина и высота усиления, вогнутость и превышение проплавления корня шва, смещение кромок, минимальное расстояние от края усиления шва до линии сплавления предварительной наплавки с основным металлом) и геометрическое положение осей сваренных деталей (смещение, излом или перпендикулярность) должны удовлетворять требованиям настоящих ПК и конструкторской документации.
11.2.6. При контроле собранных под дуговую сварку соединений должны выполняться следующие требования.
11.2.6.1. В собранных под дуговую сварку соединениях деталей с двусторонней разделкой кромок смещение притуплений не должно превышать 0,5 мм при их номинальном размере до 1 мм включительно, половины номинального размера притуплений при его величине свыше 1 до 4 мм включительно и 2 мм при номинальном размере притуплений свыше 4 мм.
11.2.6.2. Допускаемое смещение (несовпадение) внутренних кромок в стыковых сварных соединениях с односторонней разделкой устанавливается чертежами, техническими условиями на изделие или ПТД. При отсутствии этих требований в перечисленной документации указанное смещение может составлять до 12% номинальной толщины стенки свариваемых деталей, но не более 0,5 мм.
11.2.6.3. В собранных под электрошлаковую сварку стыковых сварных соединениях смещение кромок подлежащих сварке деталей не должно превышать 2 мм.
11.2.6.4. В собранных под дуговую сварку стыковых сварных соединениях деталей одинаковой номинальной толщины, не подлежащих механической обработке после сварки в зоне швов, смещение кромок (несовпадение поверхностей соединяемых деталей) со стороны (сторон) выполнения сварки не должно превышать норм, приведенных в табл. 9.

Таблица 9

НОРМЫ ДОПУСКАЕМЫХ СМЕЩЕНИЙ КРОМОК В СТЫКОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ

----------------T------------------------------------------------¬
¦  Номинальная  ¦   Максимально допускаемое смещение кромок      ¦
¦    толщина    ¦          в стыковых соединениях, мм            ¦
¦  соединяемых  +------------------------------------------------+
¦  деталей, мм  ¦              поперечных кольцевых              ¦
¦               +---------------T---------------T----------------+
¦               ¦  продольных,  ¦при сварке труб¦   при сварке   ¦
¦               ¦меридиональных,¦ и конических  ¦ цилиндрических ¦
¦               ¦  хордовых и   ¦    деталей    ¦   корпусных    ¦
¦               ¦ круговых при  ¦               ¦деталей из листа¦
¦               ¦ сварке любых  ¦               ¦  или поковок   ¦
¦               ¦  деталей, а   ¦               ¦                ¦
¦               ¦также кольцевых¦               ¦                ¦
¦               ¦ при приварке  ¦               ¦                ¦
¦               ¦     днищ      ¦               ¦                ¦
+---------------+---------------+---------------+----------------+
¦До 5           ¦0,20S          ¦0,20S          ¦0,20S           ¦
¦включительно   ¦               ¦               ¦                ¦
+---------------+---------------+---------------+----------------+
¦Свыше 5 до 10  ¦0,10S + 0,5    ¦0,10S + 0,5    ¦0,25S           ¦
¦включительно   ¦               ¦               ¦                ¦
+---------------+---------------+---------------+----------------+
¦Свыше 10 до 25 ¦0,10S + 0,5    ¦6,10S + 6,5    ¦0,10S + 1,5     ¦
¦включительно   ¦               ¦               ¦                ¦
+---------------+---------------+---------------+----------------+
¦Свыше 25 до 50 ¦0,04S + 2,0    ¦0,06S + 1,5    ¦0,06S + 2,5     ¦
¦включительно   ¦               ¦               ¦                ¦
+---------------+---------------+---------------+----------------+
¦Свыше 50 до 100¦0,02S + 3,0    ¦0,03S + 3,0    ¦0,045 + 3,5     ¦
¦включительно   ¦               ¦               ¦                ¦
+---------------+---------------+---------------+----------------+
¦Свыше 100      ¦0,01S + 4,0,   ¦0,015S + 4,5,  ¦0,025S + 5,0,   ¦
¦               ¦но не более 6,0¦но не более 7,5¦но не более 10,0¦
L---------------+---------------+---------------+-----------------

11.2.7. При контроле выполненных сварных соединений должны соблюдаться следующие требования.
11.2.7.1. При сварке поворотных стыков трубных деталей без подкладных колец допускается сплошная или прерывистая вогнутость корня шва с внутренней стороны, не превышающая указанную в табл. 10.

Таблица 10

НОРМЫ ДОПУСКАЕМОЙ ВОГНУТОСТИ КОРНЯ ШВА
С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ

------------------------------T----------------------------------¬
¦  Номинальная толщина стенки ¦ Допускаемая максимальная высота  ¦
¦ сваренных труб (деталей), мм¦(глубина) вогнутости корня шва, мм¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦От 1,0 до 1,8 включительно   ¦0,2                               ¦
¦Свыше 1,8 до 2,8 включительно¦0,4                               ¦
¦Свыше 2,8 до 4,0 включительно¦0,6                               ¦
¦Свыше 4,0 до 6,0 включительно¦0,8                               ¦
¦Свыше 6,0 до 8,0 включительно¦1,0                               ¦
¦Свыше 8,0 до 12 включительно ¦1,2                               ¦
¦Свыше 12                     ¦1,5                               ¦
L-----------------------------+-----------------------------------

Примечание. Для сварных соединений IIIв и IIIс категорий допускается увеличение высоты (глубины) вогнутости в 1,5 раза.

При сварке неповоротных стыков труб без подкладных колец допускается вогнутость корня шва с внутренней стороны, не превышающая указанную в табл. 11.

Таблица 11

НОРМЫ ВОГНУТОСТИ КОРНЯ ШВА С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ

------------------------------T----------------------------------¬
¦  Номинальная толщина стенки ¦ Допускаемая максимальная высота  ¦
¦ сваренных труб (деталей), мм¦(глубина) вогнутости корня шва, мм¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦От 1,0 до 1,8 включительно   ¦0,4                               ¦
¦Свыше 1,8 до 2,8 включительно¦0,6                               ¦
¦Свыше 2,8 до 4,0 включительно¦0,8                               ¦
¦Свыше 4,0 до 6,0 включительно¦1,0                               ¦
¦Свыше 6,0 до 8,0 включительно¦1,2                               ¦
¦Свыше 8                      ¦0,15S, но не более 1,6 мм при     ¦
¦                             ¦условии увеличения усиления шва   ¦
¦                             ¦на 1 мм от номинального размера   ¦
L-----------------------------+-----------------------------------

Примечание. Для сварных соединений IIIв и IIIс категорий допускается увеличение высоты (глубины) вогнутости в 1,5 раза.

11.2.7.2. Размеры сплошной или прерывистой выпуклости корня шва при односторонней сварке труб без подкладных колец, а также проплавление кромок и подкладного кольца при сварке с поддувом должны удовлетворять требованиям, приведенным для соответствующих типов сварных соединений в ОП. В случаях, не охватываемых ОП, указанная выпуклость должна удовлетворять требованиям табл. 12.

Таблица 12

НОРМЫ ВЫПУКЛОСТИ КОРНЯ ПРИ ОДНОСТОРОННЕЙ СВАРКЕ ТРУБ

--------------------------------T--------------------------------¬
¦    Номинальный внутренний     ¦       Размер выпуклости        ¦
¦       диаметр трубы, мм       ¦         (не более), мм         ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦До 25 включительно             ¦1,6                             ¦
¦Свыше 25 до 150 включительно   ¦2,0                             ¦
¦Свыше 150                      ¦2,5                             ¦
L-------------------------------+---------------------------------

11.2.8. Толщина усиливающих наплавок должна удовлетворять требованиям конструкторской документации и ПТД.
11.2.9. Толщина наплавленного антикоррозионного покрытия и толщина предварительной наплавки на кромках деталей должны удовлетворять требованиям ОП и конструкторской документации. При измерениях толщины допустимые западания между валиками не учитываются.
11.2.10. Выявленные при визуальном и измерительном контроле дефекты должны быть исправлены до проведения контроля другими методами.

11.3. Контроль прогонкой металлическим калибром (шариком)

Результаты контроля считаются удовлетворительными, если калибр (шарик) заданного чертежом диаметра проходит через контролируемое сварное соединение.

11.4. Контроль герметичности

Качество сварного соединения считается удовлетворительным, если в процессе испытаний не будут обнаружены недопустимые натекание или утечка, превышающие нормы соответствующего класса герметичности, заданного конструкторской документацией.

11.5. Капиллярный контроль

11.5.1. Оценка качества сварных соединений и наплавленных поверхностей при капиллярном контроле может проводиться как по индикаторным следам, так и по фактическим характеристикам выявленных несплошностей после удаления проявителя в зоне зафиксированных индикаторных следов.
11.5.2. При контроле по индикаторным следам качество сварного соединения или наплавленной поверхности считается удовлетворительным при одновременном соблюдении следующих условий:
- индикаторные следы являются округлыми (линейные индикаторные следы отсутствуют);
- наибольший размер каждого индикаторного следа не превышает трехкратных значений норм, приведенных в п. п. 11.2.2 и 11.2.4 для одиночных включений;
- количество индикаторных следов не превышает норм, приведенных в п. п. 11.2.2 и 11.2.4 для одиночных включений;
- индикаторные следы являются одиночными.
Округлые индикаторные следы с наибольшим размером до 0,6 мм включительно не учитываются вне зависимости от номинальной толщины сваренных (наплавленных) деталей.
11.5.3. При контроле по фактическим характеристикам выявленных несплошностей следует руководствоваться требованиями п. п. 11.2.1, 11.2.2 и 11.2.4.
11.5.4. Несплошности, не удовлетворяющие нормам п. 11.5.2 по индикаторным следам, допускается подвергать контролю по фактическим характеристикам, результаты которого являются окончательными.

11.6. Магнитопорошковый контроль

Нормы оценки качества при магнитопорошковом контроле аналогичны нормам при визуальном контроле, установленным п. п. 11.2.1, 11.2.2 и 11.2.4. При этом допускается оценивать выявленные несплошности, выходящие на поверхность, по их фактическим характеристикам после удаления эмульсии или порошка.
При выявлении недопустимых индикаций допускается проведение капиллярного контроля соответствующих участков, при положительных результатах которого проводится зашлифовка металла на глубину до 1 мм (при условии обеспечения минимально допустимой толщины металла) и последующий повторный магнитопорошковый контроль, результаты которого являются окончательными.

11.7. Радиографический контроль

11.7.1. Качество сварного соединения или наплавленной детали считается удовлетворительным, если на снимках не будут зафиксированы трещины и недопустимые непровары, включения, вогнутость или превышение проплавления корня шва.
Если вогнутость или превышение проплавления корня шва проверены при измерительном контроле, их оценка при радиографическом контроле не проводится.
11.7.2. Нормы допустимости одиночных включений и скоплений для сварных соединений I, II и III категорий, включая предварительно наплавленные кромки, приведены в табл. 13, а для сварных соединений Iн и IIн категорий - в табл. 14. Выявленные включения, наибольший размер которых менее значений, указанных в графе "Требуемая чувствительность контроля" (табл. 13 и 14), при оценке качества сварных соединений не учитываются как при подсчете количества включений и их суммарной приведенной площади, так и при рассмотрении расстояний между включениями (скоплениями).

Новости