Прибалтийские республики стремятся в европейские электросетиПрибалтийские республики стремятся в европейские электросетиРуководство Литвы, Латвии и Эстонии рассчитывает, что новые энергетические проекты позволят преодолеть зависимость от российской энергосистемы.

Инициаторами этих проектов являются Швеция и Финляндия, которые планируют создать региональную энергосистему, охватывающую скандинавские, северные и балтийские страны, рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

30 мая премьер-министры трех балтийских стран обсудят будущее Висагинской АЭС, план смычки энергетических рынков Балтии, проект Rail Baltica и другие вопросы. Они встретятся на неформальной рабочей сессии Балтийского совета министров в Юрмале.

Предполагается, в частности, рассмотреть совместные транспортные и энергетические проекты, предстоящее председательство Литвы в Евросоюзе, реформу Балтийского совета министров и сотрудничество с Балтийской ассамблеей.

Насколько выгодны для балтийских стран строительство Висагинской АЭС и реализация проекта Rail Baltica, "Голосу России" рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко.

- Я знаю, что президент Эстонии возмущался, что проекту строительства АЭС в Литве уже больше 7 лет, но до сих так ничего и не сделано.

- Да, тема достаточно, если так можно выразиться, традиционная для Прибалтики. Нынешнему проекту предшествовала действующая Игналинская АЭС. Она была построена в рамках Советского Союза как региональная и обеспечивала электроэнергией Эстонию, Латвию, Литву и частично Белоруссию. По требованию Евросоюза с 1 января 2010 года она закрыта.

С тех пор ведутся дискуссии о строительстве новой атомной электростанции. Вопрос достаточно сложный. Усложняется он тем, что все три республики одновременно ведут изучение этой темы. Тема атомной электростанции изучается в рамках Академии наук Латвии, которая не исключает строительства собственной атомной электростанции, изучается в Эстонии. Но главным лоббистом выступает Литва.

Я так понимаю, что на данной встрече будут обсуждаться конкретные возможности для дальнейшей реализации проекта.

- Как это может повлиять на отношения с Россией? Я так понимаю, что балтийские страны хотят постепенно отказываться от помощи России и самостоятельно решать свои энергетические вопросы?

- Да, хотя, на мой взгляд, с практической точки зрения это нерационально. Электроснабжение в рамках Советского Союза было организовано, так скажем, по системе колец, закольцевания. Что это означает? Это означает, что энергосистемы прибалтийских республик были подключены к общей системе Советского Союза. И они до сих пор подключены.

Это означает, что если в стране по какой-то причине произошел сбой энергии, то они сразу же подключаются к энергосистеме России. Такой сбой несколько лет назад был в Литве. И система себя оправдала: в течение трех минут включилась электроэнергия, и конечный потребитель этого даже не заметил.

Сейчас речь идет тоже о закольцевании, но в данном случае инициаторами выступают скандинавские страны, в основном Швеция, которая является производителем атомной электроэнергии, и Финляндия. Они проводят идею регионального закольцевания скандинавских и северных стран с Прибалтикой.

- Этот проект строительства АЭС может оправдать ожидания балтийских стран?

- Я повторюсь, тут надо учитывать конкуренцию. Во-первых, намечается конкуренция между Швецией и Финляндией за рынок Прибалтики. В стадии подготовки реализации находится проект энергокабеля из Швеции в Литву с перспективой продления его в Латвию и Эстонию. Уже построен энергокабель из Финляндии в Эстонию с перспективой продления в Латвию и Литву.

В обоих случаях речь идет о снабжении электроэнергией с атомных электростанций в Финляндии и Швеции. Вы сами видите, что здесь уже просматриваются такие определенные возможности конкуренции между Финляндией и Швецией.

Что касается Висагинской АЭС, она сложна тем, что она находится на стыке с Белоруссией. И одновременно идет строительство атомной электростанции уже в самой Белоруссии и в Калининградской области.

- Что касается еще одного крупного проекта Rail Baltica - это железная дорога, которая должна соединить Финляндию с Польшей через Прибалтику. Тут балтийские страны тоже хотят отказаться частично от помощи России, построив свою дорогу?

- Это "старинный" проект. Если обратиться к истории, то в рамках Российской империи, когда Финляндия и Прибалтика входили в состав России, первая железная дорога, которая была построена, так и проходила. Она шла от Санкт-Петербурга через прибалтийские страны до Варшавы, а потом была соединена с Хельсинки. Но это реалии столетней давности.

 Сейчас транспортные коридоры в основном по доставке грузов носят такой радиальный характер. Это, я бы сказал, вертикальные, а сейчас более горизонтальные. Сейчас более актуальны транспортные коридоры, предположим, из Риги в Казахстан. И мне как экономисту не очень понятно, какими грузами будет обеспечиваться этот грузовой проект, если он будет реализован.

Зарегистрируйтесь для добавления комментариев

Новости