10. Измерение вибрации.
Вибрация (размах вибросмещений, удвоенная амплитуда колебаний) узлов генератора и их электромашинных возбудителей не должна превышать значений, приведенных в табл. 1.8.6.

Таблица 1.8.6

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВИБРАЦИИ ГЕНЕРАТОРОВ И ИХ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ

Контролируемый 
узел           Вибрация, мкм, при частоте вращения 
ротора, об./мин.               Примечание  
    до 100    от 
100
до 
187,5    от 
187,5
до 
375     от 
375
до 
750     1500     3000    
1. Подшипники    
турбогенераторов и
возбудителей,    
крестовины со    
встроенными в них
направляющими    
подшипниками     
гидрогенераторов 
вертикального    
исполнения            180       150      100      70       50 <*>    30 <*>    Вибрация      
подшипников   
турбогенерато-
ров, их       
возбудителей и
горизонтальных
гидрогенерато-
ров измеряется
на верхней    
крышке        
подшипников в 
вертикальном  
направлении и у
разъема - в   
осевом и      
поперечном    
направлениях. 
Для           
вертикальных  
гидрогенерато-
ров приведенные
значения      
вибрации      
относятся к   
горизонтальному
и вертикальному
направлениям  
2. Контактные    
кольца ротора    
турбогенераторов      -         -        -        -        -         200       Вибрации      
измеряются в  
горизонтальном
и вертикальном
направлениях  

    ----------------------------
    <*> При наличии аппаратуры контроля виброскорости производится
ее   измерение,  среднеквадратическое  значение  виброскорости  не
                            -1
должно  превышать 2,8 мм х с   по вертикальной  и поперечной  осям
            -1
и 4,5 мм х с   - по продольной оси.

    Вибрация  подшипников  синхронных  компенсаторов с номинальной
частотой вращения ротора 750 - 1500 об./мин. не  должна  превышать
                                                            -1
80 мкм  по  размаху   вибросмещений    или   2,2   мм   х  с    по
среднеквадратическому значению вибрационной скорости.

11. Проверка и испытание системы охлаждения.
Производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

12. Проверка и испытание системы маслоснабжения.
Производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

13. Проверка изоляции подшипника при работе генератора (компенсатора).
Производится путем измерения напряжения между концами вала, а также между фундаментной плитой и корпусом изолированного подшипника. При этом напряжение между фундаментной плитой и подшипником должно быть не более напряжения между концами вала. Различие между напряжениями более чем на 10% указывает на неисправность изоляции.

14. Испытание генератора (компенсатора) под нагрузкой.
Нагрузка определяется практическими возможностями в период приемо-сдаточных испытаний. Нагрев статора при данной нагрузке должен соответствовать паспортным данным.

15. Определение характеристик коллекторного возбудителя.
Характеристика холостого хода определяется до наибольшего (потолочного) значения напряжения или значения, установленного заводом-изготовителем.
Снятие нагрузочной характеристики производится при нагрузке на ротор генератора не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонения характеристик от заводских должны быть в пределах допустимой погрешности измерений.

16. Испытание концевых выводов обмотки статора турбогенератора серии ТГВ.
Помимо испытаний, указанных в табл. 1.8.1 и 1.8.3, концевые выводы с конденсаторной стеклоэпоксидной изоляцией подвергаются испытаниям по п. п. 16.1 и 16.2.

16.1. Измерение тангенса угла диэлектрических потерь (tg дельта).
Измерение производится перед установкой концевого вывода на турбогенератор при испытательном напряжении 10 кВ и температуре окружающего воздуха 10 - 30 °С.
Значение tg дельта собранного концевого вывода не должно превышать 130% значения, полученного при измерениях на заводе. В случае измерения tg дельта концевого вывода без фарфоровых покрышек его значение не должно превышать 3%.

16.2. Проверка газоплотности.
Испытание на газоплотность концевых выводов, испытанных на заводе давлением 0,6 МПа, производится давлением сжатого воздуха 0,5 МПа.
Концевой вывод считается выдержавшим испытание, если при давлении 0,3 МПа падение давления не превышает 1 кПа/ч.

17. Измерение остаточного напряжения генератора при отключении АГП в цепи ротора.
Значение остаточного напряжения не нормируется.

18. Испытание генератора (компенсатора) под нагрузкой.
Нагрузка определяется практически возможностями в период приемо-сдаточных испытаний. Нагрев статора при данной нагрузке должен соответствовать данным завода-изготовителя.

1.8.14. Машины постоянного тока

Машины постоянного тока мощностью до 200 кВт, напряжением до 440 В следует испытывать по п. п. 1, 2, 4 "в", 8; все остальные - дополнительно по п. п. 3, 4 "а", 5 настоящего параграфа.
Возбудители синхронных генераторов и компенсаторов следует испытывать по п. п. 1 - 6, 8 настоящего параграфа.
Измерение по п. 7 настоящего параграфа следует производить для машин, поступивших на место монтажа в разобранном виде.

1. Определение возможности включения без сушки машин постоянного тока.
Следует производить в соответствии с указаниями завода-изготовителя.

2. Измерение сопротивления изоляции:
а) сопротивление изоляции обмоток.
Измерение производится при номинальном напряжении обмотки до 0,5 кВ включительно мегаомметром на напряжении 500 В, а при номинальном напряжении обмотки выше 0,5 кВ - мегаомметром на напряжении 1000 В.
Измеренное значение сопротивления изоляции должно быть не менее приведенного в табл. 1.8.7;

Таблица 1.8.7

НАИМЕНЬШИЕ ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ
ОБМОТОК МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

┌──────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Темпера-  │  Сопротивление изоляции R" , МОм, при номинальном   │
│тура      │                          60                         │
│обмотки,  │                 напряжении машин, В                 │
│°С        ├────────┬────────────┬───────────┬───────────┬───────┤
│          │  230   │    460     │    650    │    750    │  900  │
├──────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────┤
│    10    │2,7     │5,3         │8,0        │9,3        │10,8   │
│    20    │1,85    │3,7         │5,45       │6,3        │7,5    │
│    30    │1,3     │2,6         │3,8        │4,4        │5,2    │
│    40    │0,85    │1,75        │2,5        │2,9        │3,5    │
│    50    │0,6     │1,2         │1,75       │2,0        │2,35   │
│    60    │0,4     │0,8         │1,15       │1,35       │1,6    │
│    70    │0,3     │0,5         │0,8        │0,9        │1,0    │
│    75    │0,22    │0,45        │0,65       │0,75       │0,9    │
└──────────┴────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────┘

б) сопротивление изоляции бандажей.
Измерение производится относительно корпуса и удерживаемых ими обмоток.
Измеренное значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

3. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты.
Испытание производится по нормам, приведенным в табл. 1.8.8. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения - 1 мин. Обмотки машин мощностью менее 3 кВт допускается не испытывать.

Таблица 1.8.8

ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ ИЗОЛЯЦИИ
МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

┌────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│  Испытуемый объект │   Характеристика    │   Испытательное     │
│                    │электрической машины │   напряжение, кВ    │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│Обмотка             │Машины всех          │8U   , но не ниже 1,2│
│                    │мощностей            │  ном                │
│                    │                     │и не выше 2,8        │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│Бандажи якоря       │То же                │1                    │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│Реостаты и          │-                    │1 (Изоляцию можно    │
│пускорегулировочные │                     │испытывать совместно │
│резисторы (испытание│                     │с изоляцией цепей    │
│может проводиться   │                     │возбуждения)         │
│совместно с цепями  │                     │                     │
│возбуждения)        │                     │                     │
└────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

4. Измерение сопротивления постоянному току:
а) обмоток возбуждения. Значение сопротивления должно отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 2%;
б) обмотки якоря (между коллекторными пластинами). Значения сопротивлений должны отличаться одно от другого не более чем на 10%, за исключением случаев, когда колебания обусловлены схемой соединения обмоток;
в) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление, проверяется целостность отпаек. Значения сопротивлений должны отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 10%.

5. Снятие характеристики холостого хода и испытание витковой изоляции.
Подъем напряжения следует производить: для генераторов постоянного тока до 130% номинального напряжения; для возбудителей - до наибольшего (потолочного) или установленного заводом-изготовителем напряжения. При испытании витковой изоляции машин с числом полюсов более четырех среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами должно быть не выше 24 В. Продолжительность испытания витковой изоляции - 3 мин.
Отклонение данных полученной характеристики от значений заводской характеристики должно находиться в пределах погрешности измерения.

6. Снятие нагрузочной характеристики.
Следует производить для возбудителей при нагрузке до значения не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонение от заводской характеристики не нормируется.

7. Измерение воздушных зазоров между полюсами.
Измерения проводятся у машин мощностью 200 кВт и более. Размеры зазора в диаметрально противоположных точках должны отличаться один от другого не более чем на 10% среднего размера зазора. Для возбудителей турбогенераторов 300 МВт и более это отличие не должно превышать 5%.

8. Испытание на холостом ходу и под нагрузкой.
Определяется предел регулирования частоты вращения или напряжения, который должен соответствовать заводским и проектным данным.

Новости