1.8.15. Электродвигатели переменного тока

Электродвигатели переменного тока напряжением до 1 кВ испытываются по п. п. 2, 4 "б", 5, 6.
Электродвигатели переменного тока напряжением выше 1 кВ испытываются по п. п. 1 - 6.

1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ.
Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции не ниже указанных в табл. 1.8.9.

Таблица 1.8.9

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ИЗОЛЯЦИИ И КОЭФФИЦИЕНТА АБСОРБЦИИ ДЛЯ ОБМОТОК
СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

┌───────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│   Мощность, номинальное   │Критерии оценки состояния изоляции обмотки│
│         напряжение        │                  статора                 │
│   электродвигателя, вид   ├───────────────────────┬──────────────────┤
│      изоляции обмоток     │Значение сопротивления │     Значение     │
│                           │     изоляции, МОм     │   коэффициента   │
│                           │                       │     абсорбции    │
│                           │                       │      R"  / R"    │
│                           │                       │       60    15   │
├───────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────┤
│1. Мощность более 5 МВт,   │При температуре 10 -   │Не менее 1,3 при  │
│термореактивная и          │30 °С сопротивление    │температуре       │
│микалентная                │изоляции не ниже 10 МОм│10 - 30 °С        │
│компаундированная изоляция │на 1 кВ номинального   │                  │
├───────────────────────────┤линейного напряжения   │                  │
│2. Мощность 5 МВт и ниже,  │                       │                  │
│напряжение выше 1 кВ,      │                       │                  │
│термореактивная изоляция   │                       │                  │
├───────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────┤
│3. Двигатели с микалентной │Не ниже значений,      │Не менее 1,2      │
│компаундированной          │указанных в            │                  │
│изоляцией, напряжение выше │табл. 1.8.10           │                  │
│1 кВ, мощностью от 1 до 5  │                       │                  │
│МВт включительно, а также  │                       │                  │
│двигатели меньшей мощности │                       │                  │
│наружной установки с такой │                       │                  │
│же изоляцией напряжением   │                       │                  │
│выше 1 кВ                  │                       │                  │
├───────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────┤
│4. Двигатели с микалентной │Не ниже значений,      │-                 │
│компаундированной          │указанных в            │                  │
│изоляцией, напряжение выше │табл. 1.8.10           │                  │
│1 кВ, мощностью более 1    │                       │                  │
│МВт, кроме указанных в п. 3│                       │                  │
├───────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────┤
│5. Напряжение ниже 1 кВ,   │Не ниже 1,0 МОм при    │-                 │
│все виды изоляции          │температуре 10 - 30 °С │                  │
├───────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────┤
│6. Обмотка ротора          │0,2                    │-                 │
├───────────────────────────┼───────────────────────┴──────────────────┤
│7. Термоиндикаторы с       │В соответствии с указаниями               │
│соединительными проводами, │заводов-изготовителей                     │
│подшипники                 │                                          │
└───────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘

2. Измерение сопротивления изоляции.
Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.10.

Таблица 1.8.10

НАИМЕНЬШИЕ ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ
ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ (ТАБЛ. 1.8.9, П. П. 3, 4)

┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ Температура │ Сопротивление изоляции R" , МОм, при номинальном │
│ обмотки, °С │                         60                       │
│             │              напряжении обмотки, кВ              │
│             ├─────────────────┬──────────────────┬─────────────┤
│             │     3 - 3,15    │     6 - 6,3      │  10 - 10,5  │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     10      │       30        │        60        │    100      │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     20      │       20        │        40        │     70      │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     30      │       15        │        30        │     50      │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     40      │       10        │        20        │     35      │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     50      │        7        │        15        │     25      │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     60      │        5        │        10        │     17      │
├─────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────┤
│     75      │        3        │         6        │     10      │
└─────────────┴─────────────────┴──────────────────┴─────────────┘

У синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт производится измерение сопротивления изоляции ротора мегаомметром на напряжение 1000 В. Измеренное значение сопротивления должно быть не ниже 0,2 МОм.

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.
Производится на полностью собранном электродвигателе.
Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.
Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.11. Продолжительность приложения испытательного напряжения - 1 мин.

Таблица 1.8.11

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ ДЛЯ ОБМОТОК
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

┌──────────────────┬────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐
│Испытуемый элемент│Мощность        │   Номинальное   │  Испытательное  │
│                  │электро-        │   напряжение    │ напряжение, кВ  │
│                  │двигателя, кВт  │электродвигателя,│                 │
│                  │                │       кВ        │                 │
├──────────────────┼────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│1. Обмотка статора│Менее 0,1       │Ниже 0,1         │0,8 х (2U    +   │
│                  │                │                 │         ном     │
│                  │                │                 │0,5)             │
│                  │                │                 │                 │
│                  │От 1,0 и до 1000│Ниже 0,1         │0,8 х (2U    + 1)│
│                  │                │                 │         ном     │
│                  │                │                 │                 │
│                  │                │Выше 0,1         │0,8 х (2U    +   │
│                  │                │                 │         ном     │
│                  │                │                 │1),  но не менее │
│                  │                │                 │1,2              │
│                  │                │                 │                 │
│                  │От 1000 и более │До 3,3           │0,8 х (2U    + 1)│
│                  │                │включительно     │         ном     │
│                  │                │                 │                 │
│                  │От 1000 и более │Выше 3,3 до 6,6  │0,8 х 2,5U       │
│                  │                │включительно     │          ном    │
│                  │                │                 │                 │
│                  │От 1000 и более │Выше 6,6         │0,8 х (2U    + 3)│
│                  │                │                 │         ном     │
├──────────────────┼────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│2. Обмотка ротора │-               │-                │8-кратное U      │
│синхронных        │                │                 │           ном   │
│электродвигателей,│                │                 │системы          │
│предназначенных   │                │                 │возбуждения, но  │
│для               │                │                 │не менее 1,2 и не│
│непосредственного │                │                 │более 2,8        │
│пуска, с обмоткой │                │                 │                 │
│возбуждения,      │                │                 │                 │
│замкнутой на      │                │                 │                 │
│резистор или      │                │                 │                 │
│источник питания  │                │                 │                 │
├──────────────────┼────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│3. Обмотка ротора │-               │-                │1,5U  <*>, но    │
│электродвигателя с│                │                 │    р            │
│фазным ротором    │                │                 │не менее 1,0     │
├──────────────────┼────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│4. Резистор цепи  │-               │-                │2,0              │
│гашения поля      │                │                 │                 │
│синхронных        │                │                 │                 │
│двигателей        │                │                 │                 │
├──────────────────┼────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│5. Реостаты и     │-               │-                │1,5U  <*>, но    │
│пускорегулирующие │                │                 │    р            │
│резисторы         │                │                 │не менее 1,0     │
└──────────────────┴────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘

    --------------------------------
    <*> U  - напряжение на  кольцах  при  разомкнутом  неподвижном
         р
роторе и номинальном напряжении на статоре.

4. Измерение сопротивления постоянному току.
Измерение производится при практически холодном состоянии машины.
а) Обмотки статора и ротора <1>.
--------------------------------
<1> Сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором.

Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше. Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2%.
б) Реостаты и пускорегулировочные резисторы.
Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше, сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.
Значения сопротивления не должны отличаться от исходных значений более чем на 10%.

5. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом.
Продолжительность проверки не менее 1 часа.

6. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.
Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. Проверяются тепловое и вибрационное состояния двигателя.

1.8.16. Силовые трансформаторы, автотрансформаторы, масляные реакторы и заземляющие дугогасящие реакторы (дугогасящие катушки)

Маслонаполненные трансформаторы мощностью до 630 кВ х А испытываются по п. п. 1, 2 (только сопротивление изоляции), 11 - 14.
Маслонаполненные трансформаторы мощностью до 1,6 МВ х А испытываются по п. п. 1, 2, 4, 9, 11 - 14.
Маслонаполненные трансформаторы мощностью более 1,6 МВ х А, а также трансформаторы собственных нужд электростанций независимо от мощности испытываются в полном объеме, предусмотренном настоящим параграфом.
Сухие и заполненные негорючим жидким диэлектриком трансформаторы всех мощностей испытываются по п. п. 1 - 7, 12, 14.

1. Определение условий включения трансформаторов.
Следует производить в соответствии с указаниями завода-изготовителя.

2. Измерение характеристик изоляции.
Для трансформаторов напряжением до 35 кВ включительно мощностью до 10 МВ х А и дугогасящих реакторов сопротивление изоляции обмоток должно быть не ниже следующих значений:

    Т   , °С      10      20      30      40     50     60     70
     обм
    R" , МОм     450     300     200     130     90     60     40.
     60

Сопротивление изоляции сухих трансформаторов при температуре 20 - 30 °С должно быть для обмоток с номинальным напряжением:
до 1 кВ включительно - не менее 100 МОм;
более 1 кВ до 6 кВ - не менее 300 МОм;
более 6 кВ - не менее 500 МОм.
Для остальных трансформаторов сопротивление изоляции, приведенное к температуре измерений на заводе-изготовителе, должно составлять не менее 50% исходного значения.
Значения тангенса угла диэлектрических потерь (tg дельта), приведенные к температуре измерений на заводе-изготовителе, не должны отличаться от исходных значений в сторону ухудшения более чем на 50%.
Измерения сопротивления изоляции и tg дельта должны производиться при температуре обмоток не ниже:
10 °С - у трансформаторов напряжением до 150 кВ;
20 °С - у трансформаторов напряжением 220 - 750 кВ.
Измерение tg дельта трансформаторов мощностью до 1600 кВ х А не обязательно.
Измерения сопротивления изоляции доступных стяжных шпилек, бандажей, полубандажей ярем и прессующих колец относительно активной стали и электростатических экранов, относительно обмоток и магнитопровода производятся в случае осмотра активной части. Измеренные значения должны быть не менее 2 МОм, а изоляции ярмовых балок - не менее 0,5 МОм. Измерения производятся мегаомметром на напряжение 1000 В.

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты:
а) изоляции обмоток вместе с вводами. Испытательные напряжения приведены в табл. 1.8.12. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

Таблица 1.8.12

ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ
ВНУТРЕННЕЙ ИЗОЛЯЦИИ СИЛОВЫХ МАСЛОНАПОЛНЕННЫХ
ТРАНСФОРМАТОРОВ И РЕАКТОРОВ С НОРМАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ
И ТРАНСФОРМАТОРОВ С ОБЛЕГЧЕННОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ
(СУХИХ И МАСЛОНАПОЛНЕННЫХ)

Класс напряжения
обмотки, кВ       Испытательное напряжение по отношению к корпусу
и другим обмоткам, кВ, для изоляции     
    нормальной           облегченной    
От 0,05 до 1      4,5               2,7        
3            16,2               9          
6            22,5               15,4        
10           31,5               21,6        
15           40,5               33,5        
20           49,5               -         
35           76,5               -         

Испытание повышенным напряжением промышленной частоты изоляции обмоток маслонаполненных трансформаторов не обязательно.
Испытание повышенным напряжением промышленной частоты изоляции обмоток сухих трансформаторов обязательно и производится по нормам табл. 1.8.12 для аппаратов с облегченной изоляцией.
Импортные трансформаторы разрешается испытывать напряжениями, указанными в табл. 1.8.12, лишь в тех случаях, если они не превышают напряжения, которым данный трансформатор был испытан на заводе.
Испытательное напряжение заземляющих реакторов на напряжение до 35 кВ аналогично приведенным для трансформаторов соответствующего класса;
б) изоляции доступных стяжных шпилек, прессующих колец и ярмовых балок. Испытание следует производить в случае осмотра активной части. Испытательное напряжение 1 кВ. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

4. Измерение сопротивления обмоток постоянному току.
Производится на всех ответвлениях. Сопротивление должно отличаться не более чем на 2% сопротивления, полученного на таком же ответвлении других фаз, или от данных завода-изготовителя.
Значение сопротивления обмоток однофазных трансформаторов после температурного перерасчета не должно отличаться более чем на 5% исходных значений.

5. Проверка коэффициента трансформации.
Производится на всех ступенях переключения. Коэффициент трансформации должен отличаться не более чем на 2% значений, полученных на том же ответвлении на других фазах, или от данных завода-изготовителя. Для трансформаторов с РПН разница между коэффициентами трансформации не должна превышать значения ступени регулирования.

6. Проверка группы соединения трехфазных трансформаторов и полярности выводов однофазных трансформаторов.
Производится, если отсутствуют паспортные данные или есть сомнения в достоверности этих данных. Группа соединений должна соответствовать паспортным данным и обозначениям на щитке.

7. Измерение потерь холостого хода.
Измерения производятся у трансформаторов мощностью 1000 кВ х А и более при напряжении, подводимом к обмотке низшего напряжения и равном указанному в протоколе заводских испытаний (паспорте), но не более 380 В. У трехфазных трансформаторов потери холостого хода измеряются при однофазном возбуждении по схемам, применяемым на заводе-изготовителе.
У трехфазных трансформаторов при вводе в эксплуатацию соотношение потерь на разных фазах не должно отличаться от соотношений, приведенных в протоколе заводских испытаний (паспорте), более чем на 5%.
У однофазных трансформаторов при вводе в эксплуатацию отличие измеренных значений потерь от исходных не должно превышать 10%.

Новости