rd03-43-98.doc

Руководящий документ РД 03-43-98

Положение об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии

(утв. приказом Госатомнадзора РФ от 17 декабря 1998 г. N 99)

 

Введено в действие с 1 января 1999 г.

I. Основные понятия

II. Общие положения. Назначение и область применения

III. Принципы государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии

IV. Общие вопросы организации государственного надзора

V. Организация работы Госатомнадзора России и его территориальных органов с информацией по вопросам обеспечения безопасности при осуществлении государственного надзора

VI. Организация и проведение инспекций при осуществлении государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии

Виды инспекций

Подготовка к проведению инспекций

Проведение инспекций

Оформление результатов инспекций

VII. Особенности организации надзора за выполнением требований, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (надзора за оборудованием и системами)

VIII. Особенности организации надзора за обеспечением необходимого уровня квалификации работников, осуществляющих руководство безопасной эксплуатацией, ведение технологического процесса и обеспечение ведомственного (производственного) контроля за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (персонала объектов использования атомной энергии), а также работников (персонала) организаций, деятельность которых связана с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии

IX. Особенности проведения инспекций с применением технических средств контроля и измерения (технических средств)

X. Особенности надзора за реализацией мероприятий по защите работников (персонала) объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и готовностью организаций к ликвидации их последствий (во взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии)

XI. Особенности контроля при проведении расследований обстоятельств и установлении причин нарушений в работе объектов использования атомной энергии, влияющих на ядерную и/или радиационную безопасность

XII. Особенности надзора за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ

XIII. Санкции Госатомнадзора России

Состав санкций, применяемых Госатомнадзором России

Основные принципы применения органами Госатомнадзора России санкций

Основные требования к порядку и процедурам применения санкций Госатомнадзора России

Процедуры применения санкций

XIV. Учет и анализ результатов государственного надзора. Основные положения

Приложение 1 Форма акта-предписания

Приложение 2 Форма предписания

 

 

I. Основные понятия

В настоящем документе используются следующие основные понятия:

1. Государственный надзор за безопасностью при использовании атомной энергии - деятельность Госатомнадзора России и его межрегиональных территориальных органов* в рамках государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, которая включает получение и анализ информации о состоянии безопасности, организацию и проведение инспекций, принятие решений, выдачу предписаний и применение санкций при выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.

2. Требования к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии - вся совокупность требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, условиями действия лицензий (разрешений)** Госатомнадзора России и его территориальных органов на право осуществления установленных видов деятельности, постановлениями Госатомнадзора России и другими нормативными актами, соблюдение которых подлежит государственному надзору Госатомнадзором России и его территориальными органами.

3. Предписание - документ, выдаваемый в установленном порядке уполномоченными на то должностными лицами Госатомнадзора России должностным лицам организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, содержащий обязательные для выполнения требования к устранению недостатков в обеспечении безопасности и устанавливающий сроки реализации этих требований.

4. Инспекция - форма государственного надзора, включающая изучение, проверку деятельности, а также проверки, наблюдения, испытания, измерения, проводимые уполномоченными представителями Госатомнадзора России и его территориальных органов для оценки и определения соответствия работ, объектов использования атомной энергии, их сооружений, систем, оборудования, изделий, документации и квалификации работников (персонала) объектов использования атомной энергии установленным требованиям к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.

5. Инспекционная деятельность - комплекс действий и мер по организации и проведению инспекций, а также контролю выполнения выданных предписаний.

6. Инспектор Госатомнадзора России - должностное лицо Госатомнадзора России или его территориального органа, замещающее государственную должность государственного инспектора или главного государственного инспектора и осуществляющее в пределах возложенных на него обязанностей государственный надзор за обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.

7. Санкции Госатомнадзора России - установленные законодательством Российской Федерации административные взыскания и иные меры воздействия, применяемые должностными лицами Госатомнадзора России и его территориальных органов к юридическим и физическим лицам за нарушение ими требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии с целью предупреждения в дальнейшем этих нарушений.

II. Общие положения. Назначение и область применения

8. Настоящее Положение является основным руководящим документом, определяющим организацию осуществляемого Госатомнадзором России государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.

9. Настоящее Положение устанавливает общие принципы и формы ведения Госатомнадзором России и его территориальными органами государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.

10. На основе настоящего Положения и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и иных нормативных документов применительно к конкретным видам деятельности в области использования атомной энергии и объектам использования атомной энергии разрабатываются инструкции по осуществлению надзора и другие руководящие документы, предусмотренные Положением о порядке разработки и пересмотра руководящих документов Госатомнадзора России (РД-03-03-97).

В этих инструкциях и руководящих документах допускаются ссылки на концепции настоящего Положения в случаях, когда они имеют сугубо внутренний и обязательный только для системы Госатомнадзора России характер.

11. Настоящее Положение предназначено для использования только в системе Госатомнадзора России.

III. Принципы государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии

12. В основу организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии, осуществляемого Госатомнадзором России, положены следующие принципы:

а) независимость Госатомнадзора России при выполнении им своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии или содействует ее использованию;

б) разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и государственный надзор за безопасностью ее использования. Всю полноту ответственности за безопасность ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, а также надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами несут эксплуатирующие организации. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации, несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг. Ответственность за обеспечение надлежащего государственного надзора несут органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

в) открытость государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (обеспечение доступности информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности и о государственном надзоре за безопасностью, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну);

г) взаимодействие с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также с юридическими и физическими лицами, деятельность которых регулируется в целях достижения безопасности;

д) осуществление государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии не должно необоснованно ограничивать деятельность эксплуатирующих и иных организаций и препятствовать реализации их ответственности за обеспечение безопасности своей деятельности;

е) дифференцированный подход к выбору объемов и форм государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии в зависимости от потенциальной опасности и достигнутого уровня безопасности объектов использования атомной энергии, состояния их сооружений, систем и элементов.

IV. Общие вопросы организации государственного надзора

13. В соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзор России в пределах своей компетенции организует и осуществляет надзор за:

а) соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (предприятиями) и учреждениями законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

б) соблюдением требований норм и правил по безопасности;

в) выполнением условий действия выданных им лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии;

г) системами государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, организацией и состоянием хранения и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращением с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизацией и захоронением;

д) обеспечением физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

е) обеспечением необходимого уровня квалификации работников (персонала), осуществляющих руководство безопасной эксплуатацией, ведение технологического процесса и обеспечение ведомственного (производственного) контроля за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

ж) разработкой и реализацией мероприятий по защите работников (персонала) объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и готовностью организаций (предприятий) к ликвидации их последствий (во взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии);

з) обеспечением ядерной и радиационной безопасности ядерных энергетических установок кораблей, переданных на утилизацию предприятиям промышленности;

и) выполнением требований, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, при конструировании, изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

14. Правовой и нормативной базой организации и осуществления государственного надзора за безопасностью в области использования атомной энергии являются:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;

- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и другие нормативные документы;

- условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России и его территориальными органами на право ведения установленных видов деятельности и работ, предоставления услуг в области использования атомной энергии;

- постановления, приказы и указания Госатомнадзора России;

- руководящие документы Госатомнадзора России.

15. Центральный аппарат Госатомнадзора России и его подразделения в пределах их компетенции:

- организуют государственный надзор за безопасностью в области использования атомной энергии по всем его предметам, приведенным в пункте 13 настоящего Положения;

- осуществляют руководство деятельностью территориальных органов по государственному надзору и контроль этой деятельности;

- осуществляют надзор за соблюдением федеральными органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, системами государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном уровне.

16. Госатомнадзор России устанавливает для каждого территориального органа территории субъектов Российской Федерации, в пределах которых данный территориальный орган организует государственный надзор за безопасностью при использовании атомной энергии. В целях повышения эффективности государственного надзора в сферу деятельности отдельных территориальных органов Госатомнадзора России могут быть включены отдельные объекты использования атомной энергии, расположенные на территориях, закрепленных за другими территориальными органами.

В территориальных органах Госатомнадзора России создаются подразделения - отделы инспекций, которые осуществляют надзор в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и на отдельных крупных объектах использования атомной энергии. Эти подразделения укомплектовываются главными государственными инспекторами и государственными инспекторами соответствующих специализаций, наделенными необходимыми полномочиями для выполнения функций государственного надзора в указанных организациях и объектах.

17. Для выполнения функций государственного надзора подразделения центрального аппарата, территориальные органы Госатомнадзора России и их подразделения должны быть обеспечены:

а) документами, указанными в пункте 14 настоящего Положения, а также копиями выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами лицензий и условий их действия, а также всеми изменениями и дополнениями к этим документам;

б) утвержденными руководителями территориальных органов Госатомнадзора России перечнями организаций и объектов использования атомной энергии, надзор на которых осуществляется данным подразделением этих органов;

в) нормативными и другими документами, на которые имеются ссылки в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии и в условиях действия лицензий Госатомнадзора России и его территориальных органов;

г) отчетами по обоснованию безопасности объектов использования атомной энергии и/или другими документами, обосновывающими безопасность осуществления деятельности в области использования атомной энергии, на которые имеются ссылки в соответствующих лицензиях Госатомнадзора России и его территориальных органов;

д) методическими документами по осуществлению государственного надзора;

е) техническими средствами контроля, необходимыми для проведения инспекций;

ж) служебными помещениями, средствами связи, вычислительной и множительной техникой, приборами и аппаратурой дозиметрического контроля.

18. Территориальные органы Госатомнадзора России и их подразделения должны организовывать и поддерживать необходимые взаимоотношения с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также взаимодействовать с территориальными органами других федеральных органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии согласно заключенным Госатомнадзором России и этими федеральными органами соглашениям о взаимодействии.

19. Государственный надзор за безопасностью при использовании атомной энергии, осуществляемый Госатомнадзором России и его территориальными органами по всем предметам, приведенным в пункте 13 настоящего Положения, включает в себя следующие общие формы его реализации:

а) получение и анализ информации по вопросам обеспечения безопасности органов и организаций, выполняющих работы в области использования атомной энергии;

б) проведение инспекций и анализ их результатов;

в) применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случае нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.

V. Организация работы Госатомнадзора России и его территориальных органов с информацией по вопросам обеспечения безопасности при осуществлении государственного надзора

20. В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии Госатомнадзор России как орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии должен получать информацию государственных органов и эксплуатирующих организаций:

- о радиационной обстановке и ее изменениях по результатам государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

- о событиях, влияющих на обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, и их последствиях;

- о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии;

- о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

Порядок представления в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о нарушениях в работе и отчетов о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии устанавливается Госатомнадзором России.

21. Вся получаемая информация и отчеты о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии подлежат регистрации и обработке в соответствующих подразделениях центрального аппарата Госатомнадзора России и его территориальных органов. Обработка информации должна обеспечивать условия для последующего анализа ее совместно с анализом нарушений требований к обеспечению безопасности, выявленных Госатомнадзором России и его территориальными органами при проведении инспекций.

Указанный анализ должен определять:

- причины и условия возникновения нарушений требований к обеспечению безопасности;

- эффективность принимаемых эксплуатирующими организациям и мер по предупреждению нарушений требований к обеспечению безопасности, а также приведших к ним причин и условий;

- наметившиеся тенденции к развитию отдельных причин и условий, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности;

- данные для оценки состояния безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

Порядок обработки и анализа информации, цели анализа и конкретные меры, принимаемые по его результатам, устанавливаются руководящими документами Госатомнадзора России.

22. К мерам, принимаемым по результатам обработки и анализа информации о состоянии безопасности при использовании атомной энергии, могут быть отнесены:

- разработка и направление в эксплуатирующие и иные организации информационных писем;

- назначение инспекций для проверки полноты и правильности представленной информации и углубленного изучения на месте причин и условий, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности, и/или нарушений в работе объектов использования атомной энергии;

- выдача в установленном порядке предписаний должностным лицам эксплуатирующих и иных организаций, принятие постановлений Госатомнадзора России, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности при осуществлении работ в области использования атомной анергии, а также применение предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций.

VI. Организация и проведение инспекций при осуществлении государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии

Виды инспекций

23. Инспекции проводятся Госатомнадзором России и его территориальными органами при осуществлении государственного надзора по всем его предметам, указанным в пункте 13 настоящего Положения.

Инспекции проводятся при рассмотрении заявлений организаций на получение лицензий Госатомнадзора России и его территориальных органов и при осуществлении разрешенной деятельности.

24. Инспекции в процессе рассмотрения заявлений для получения лицензий Госатомнадзора России и его территориальных органов проводятся с целью:

- детальной проверки вопросов обеспечения безопасности на объекте осуществления заявляемой деятельности и/или в организациях, информация которых использовалась для подготовки материалов, обосновывающих безопасность;

- проверки достоверности информации, представленной в документах, обосновывающих безопасность;

- оценки возможностей и наличия условий у заявителя для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением требований к обеспечению безопасности.

25. Инспекции при осуществлении разрешенной деятельности проводятся с целью проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, требований к обеспечению безопасности, подтверждения полноты и правильности информации, представляемой в органы Госатомнадзора России согласно пункту 20 настоящего Положения, а также принятия ими необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении безопасности.

Такие инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (не позднее чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с нарушениями в работе объектов использования атомной энергии и в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России и его территориальных органов.

26. Госатомнадзор России и его территориальные органы при осуществлении разрешенной деятельности проводят следующие виды инспекций:

а) инспекции деятельности в области использования атомной энергии;

б) инспекции квалификации персонала объектов использования атомной энергии;

в) инспекции состояния оборудования и систем объектов использования атомной энергии;

г) инспекции с применением технических средств измерений с целью подтверждения определенных характеристик и данных.

27. Инспекции деятельности в области использования атомной энергии по объему проверяемых вопросов могут быть комплексными, целевыми и оперативными.

Комплексная инспекция предусматривает проверку деятельности организации (ряда организаций) по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России. В составе такой инспекции на объекте использования атомной энергии могут проводиться иные виды инспекций, указанные в пункте 26 настоящего Положения. Данные инспекции проводятся, как правило, комиссиями, включающими инспекторов и специалистов центрального аппарата и/или территориального органа Госатомнадзора России. К проведению их могут привлекаться (по согласованию) специалисты других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и независимые эксперты.

Целевая инспекция предусматривает детальную проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности. Данные инспекции могут проводиться как комиссиями, так и инспекторами Госатомнадзора России и его территориальных органов.

Оперативная инспекция предусматривает детальную проверку соблюдения требований к обеспечению безопасности на рабочих местах, в подразделениях организаций и объектов для оперативного принятия мер по устранению возможных недостатков. Она организуется и проводится инспектором (группой инспекторов) территориальных органов Госатомнадзора России.

Комплексные и целевые инспекции должны быть направлены прежде всего на проверку деятельности эксплуатирующих организаций, что не снижает важности инспекций деятельности организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, но одной из основных целей инспекций этих организаций должна оставаться оценка деятельности эксплуатирующих организаций по их влиянию на обеспечение безопасности привлеченными для выполнения работ и предоставления услуг организациями.

28. Каждая инспекция вне зависимости от ее вида должна включать в себя следующие этапы:

а) подготовка к проведению инспекции;

б) организация и проведение инспекции;

в) оформление результатов инспекции;

г) контроль выполнения ранее выданных предписаний.

29. Объем, периодичность и продолжительность проведения инспекций определяются в инструкциях по организации и осуществлению надзора. Продолжительность проведения инспекции (независимо от ее вида), как правило, не должна превышать 20 календарных дней.

При проведении инспекций деятельности организаций в области использования атомной энергии может быть предусмотрена проверка:

- выполнения постановлений и ранее выданных предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- использования эксплуатирующей организацией предоставленных ей законодательством Российской Федерации полномочий и возможностей в части обеспечения безопасности и качества выполняемых работ;

- достоверности представляемой в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о состоянии обеспечения безопасности;

- организации и осуществления контроля за соблюдением требований безопасности, выполняемого эксплуатирующей организацией в рамках программ обеспечения качества выполнения работ;

- проведения мероприятий по повышению уровня безопасности объектов использования атомной энергии, качества выполнения работ;

- соблюдения требований к обеспечению безопасности при осуществлении разрешенных видов деятельности и работ;

- поддержания требуемых характеристик систем и их элементов, влияющих на обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии, а также систем, оборудования и средств контроля качества выполнения работ;

- организации системы подбора, подготовки, проверки знаний и допуска к работам работников (персонала);

- организации системы разработки, содержания, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документацией и корректировки указанной документации;

- выполнения условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами;

- организации системы учетной и отчетной документации при осуществлении разрешенных видов деятельности и работ;

- проведения мероприятий по предупреждению аварий и готовности организаций к ликвидации их последствий;

- других вопросов в связи с особенностями видов деятельности и объектов использования атомной энергии.

Новости