Подготовка к проведению инспекций

30. Перед проведением комплексной или целевой инспекции соответствующие органы Госатомнадзора России обеспечивают:

а) подготовку рабочей программы и плана проведения инспекции;

б) назначение комиссии и ее руководителя.

Комиссия в процессе подготовки к инспекции осуществляет подбор следующих материалов и документов:

- структура и устав (положение) инспектируемой организации, программы обеспечения качества работ, выполняемых этой организацией;

- условия действия выданных инспектируемой организации лицензий, а также федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, касающиеся тематики проведения инспекции;

- ранее выданные предписания Госатомнадзора России и его территориальных органов этой организации и информация об их выполнении, а также отчетные документы по результатам ранее проведенных инспекций;

- материалы по расследованию нарушений в работе объектов использования атомной энергии, а также информация об отказах и недостатках систем, оборудования и их элементов;

- информация о состоянии обеспечения безопасности или качества работ (услуг), представляемая инспектируемой организацией в Госатомнадзор России и его территориальные органы.

31. Рабочая программа инспекции должна включать цели инспекции, состав подлежащих проверке вопросов, структурные подразделения организации, подлежащие инспектированию, сроки проведения инспекции, а также состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов и справок и представлена комиссии в установленный программой срок.

План проведения инспекции должен содержать подлежащие инспектированию вопросы, конкретные даты проведения проверок, совещаний, обсуждений результатов инспекции, а также фамилии инспектирующих лиц, которым поручается проверка тех или иных вопросов.

По мере накопления опыта организации и проведения инспекций в системе Госатомнадзора России рекомендуется разрабатывать типовые программы инспекций, предназначенные для использования при подготовке рабочих программ инспекций.

32. В программах комплексных и целевых инспекций, проводимых совместно с представителями других органов регулирования и надзора за безопасностью, вопросы, относящиеся к компетенции различных органов, должны быть выделены в самостоятельные разделы программы.

33. Комиссия и ее руководитель могут назначаться приказом или указанием руководителя Госатомнадзора России или его территориального органа. Целесообразно привлекать к работе комиссии экспертов (в том числе выполнявших экспертизы обосновывающих обеспечение безопасности материалов при получении лицензии инспектируемой организацией).

34. Программа плановой комплексной или целевой инспекции должна быть направлена в инспектируемую организацию не позднее чем за 15 дней до ее начала с уведомлением о создании условий для проведения инспекции и подготовке требуемой информации.

Программы и план проведения внеплановой инспекции должны быть переданы инспектируемой организации перед началом инспекции.

35. Перед началом проведения комплексной или целевой инспекции рекомендуется провести совещание с руководителями инспектируемой организации, определить рабочее место комиссии и состав ответственных работников инспектируемой организации, сопровождающих членов комиссии и привлеченных экспертов, обсудить организационные вопросы проведения проверок, испытаний, опробований, тренировок, измерений и т.п., а также предоставления необходимой информации.

Перед началом инспекции всем членам комиссии и привлеченным экспертам необходимо в установленном в организации порядке пройти инструктажи по безопасности и охране труда.

36. Подготовка к проведению оперативных инспекций, инспекций состояния оборудования и систем объектов использования атомной энергии, инспекций с применением технических средств измерений должна осуществляться в соответствии с руководящими и методическими документами Госатомнадзора России.

Как правило, для проведения таких инспекций составление отдельных программ и планов не требуется.

Проведение инспекций

37. Все проверки и иные связанные с ними действия инспектирующих лиц при посещении производственных помещений, рабочих мест должны проводиться в присутствии ответственных работников инспектируемой организации.

38. В ходе инспекции инспектирующие лица должны поддерживать деловые взаимоотношения с руководителями и работниками инспектируемой организации. Рекомендуется устанавливать рабочие контакты с различными категориями работников инспектируемой организации, интересоваться их мнением об обеспечении безопасности, качестве ведения работ, о причинах нарушений требований к обеспечению безопасности и мерах по их устранению. Полученную при этом информацию можно использовать для акцентирования внимания на определенных вопросах при проведении инспекций.

39. В процессе проведения инспекций важно оценивать отношение к вопросам обеспечения безопасности и качеству выполняемых работ работников (персонала) и в первую очередь руководителей инспектируемых организаций. При выявлении недостатков и нарушений необходимо определять отношение к этому соответствующих руководителей организации и ее контролирующих служб.

При проведении инспекций организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, необходимо оценивать деятельность эксплуатирующей организации по контролю и обеспечению соблюдения требований к безопасности и качеству работ в данной организации.

40. При проведении инспекции нельзя оставлять без внимания обнаруженные недостатки по вопросам:

а) находящимся в компетенции Госатомнадзора России, но не включенным в программу проведения инспекции;

б) находящимся в компетенции других органов регулирования и надзора.

В первом случае оформляются в установленном порядке предписания об устранении обнаруженных недостатков, во втором - об обнаруженных недостатках уведомляется соответствующий орган государственного регулирования или орган государственного надзора.

41. Если в процессе проведения инспекции будут выявлены нарушения требований к безопасности, при которых причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде, руководитель комиссии должен, не ожидая окончания инспекции, принять оперативные меры по выдаче в установленном порядке предписания об устранении данных нарушений вплоть до приостановки соответствующих работ.

Оформление результатов инспекций

42. Выявленные в процессе комплексных и целевых инспекций нарушения требований к безопасности должны быть скомпонованы по принадлежности их к определенным требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условиям действия лицензий.

Эти нарушения должны быть проанализированы с целью определения:

- степени влияния их на обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и/или качества ведения работ;

- влияния данных нарушений на состояние систем и оборудования;

- иных аналогичных систем, оборудования, видов работ, где возможны подобные нарушения;

- причин и условий, приведших к нарушениям;

- виновных в допущенных нарушениях, а также оценки, являются ли данные нарушения виной отдельного лица или следствием сложившейся системы в данной организации.

43. Результаты инспекций могут оформляться актами, актами-предписаниями и предписаниями.

Актами оформляются результаты:

- инспекций, проводимых при лицензировании деятельности;

- комплексных и целевых инспекций, если при их проведении не установлено нарушений требований к обеспечению безопасности;

- комплексных инспекций деятельности эксплуатирующих организаций, осуществляющих несколько видов деятельности, а также других организаций, когда требуется детальная фиксация результатов инспекций. В этом случае при выявлении нарушений требований к нарушению безопасности в ходе проведения инспекции должно быть оформлено предписание об их устранении.

Актом-предписанием (приложение 1) оформляются результаты:

- комплексных инспекций (за исключением случаев оформления их результатов актами);

- целевых инспекций.

Предписаниями (приложение 2) оформляются результаты:

- целевых инспекций (при выявлении небольшого количества нарушений требований к обеспечению безопасности);

- оперативных инспекций.

44. Сроки устранения нарушений устанавливаются инспектирующими лицами с учетом предложений инспектируемой организации. Эти сроки не должны превышать требуемого для выполнения соответствующих работ времени.

45. По результатам комплексной и целевой инспекций инспектирующим лицам рекомендуется проводить итоговое совещание с руководителями и работниками инспектируемой организации. Акт, акт-предписание или предписание должны быть подписаны руководителем и членами комиссии и выданы под роспись соответствующему руководителю инспектируемой организации (или отправлены по почте) не позднее 15 дней после окончания инспекции.

Акты, акты-предписания и предписания по результатам комплексных и целевых инспекций организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, могут направляться в соответствующие эксплуатирующие организации для принятия мер, обеспечения выполнения предписаний и информирования об их выполнении Госатомнадзора России и его территориальных органов. Решение о направлении таких актов, актов-предписаний и предписаний в эксплуатирующую организацию принимает руководитель территориального органа или подразделения центрального аппарата Госатомнадзора России, организовавшего проведение инспекции.

46. Если инспектируемая организация или эксплуатирующая организация, в которую направлен акт-предписание (предписание) для принятия мер, не согласна с актом-предписанием (предписанием) или сроками его выполнения, то она может обратиться с обоснованным заявлением к вышестоящему руководству Госатомнадзора России. Срок подачи такого заявления не должен превышать 15 календарных дней от даты получения акта-предписания (предписания). Подача такого заявления до принятия решения руководителем Госатомнадзора России не приостанавливает действия выданного акта-предписания (предписания).

47. В отдельных случаях возможно продление сроков выполнения предписания. Для этого руководитель инспектируемой организации должен заранее (до истечения сроков выполнения предписания) представить руководителю подразделения Госатомнадзора России или его территориального органа, организовавшему проведение инспекции, письменное заявление с обоснованием необходимости продления сроков, указанием принятых компенсирующих мер по обеспечению безопасности с обоснованием их эффективности и достаточности. Решение, принятое руководителем о продлении сроков выполнения предписаний, должно быть доведено до заявителя.

48. Невыполнение предписаний в установленные сроки влечет за собой применение Госатомнадзором России и его территориальными органами установленных законодательством Российской Федерации санкций.

Выдача повторных предписаний в связи с их невыполнением запрещается.

49. За выполнением выданных предписаний Госатомнадзором России и его территориальными органами должен быть установлен контроль, включающий:

- получение и рассмотрение представляемой информации о выполнении предписаний и учет своевременности ее представления;

- проверку выполнения предписаний при последующих или специально организованных для этих целей инспекциях.

50. Все выдаваемые акты, акты-предписания и предписания подлежат учету и хранению в Госатомнадзоре России и его территориальных органах. Срок хранения актов, актов-предписаний и предписаний по результатам комплексных и целевых инспекций должен быть не менее 5 лет после устранения нарушений требований к безопасности. Срок хранения предписаний по результатам оперативных инспекций не менее 3 лет.

Необходимость передачи актов, актов-предписаний и предписаний территориальными органами в подразделения центрального аппарата Госатомнадзора России устанавливается в соответствии с настоящим Положением инструкциями по осуществлению надзора.

VII. Особенности организации надзора за выполнением требований, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (надзора за оборудованием и системами)

51. При организации и осуществлении надзора за оборудованием и системами используются:

- все общие формы его реализации, указанные в пункте 19 настоящего Положения;

- все виды инспекций, указанные в пункте 26 настоящего Положения;

- регистрация систем, оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, грузоподъемных кранов объектов использования атомной энергии и контроль их технического освидетельствования.

Наряду с осуществлением надзора за оборудованием и системами Госатомнадзор России, его территориальные органы принимают участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок участия Госатомнадзора России и его территориальных органов в организации и проведении работ по сертификации устанавливается руководящими документами на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.

52. Необходимость проведения инспекций систем и оборудования на различных этапах их жизненного цикла, обязательность, периодичность и порядок их проведения, методы проверок и контроля, критерии оценок и оформление результатов устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и инструкциями по осуществлению надзора.

Наряду с определением соответствия оборудования и систем требованиям к обеспечению безопасности результаты данных инспекций должны использоваться для оценки деятельности организаций, выполнивших соответствующие работы, как конечный показатель эффективности организации и функционирования на них систем обеспечения безопасности и/или качества выполнения работ.

53. Инспекции систем и оборудования проводятся инспекторами территориальных органов Госатомнадзора России. При необходимости к участию в этих инспекциях могут привлекаться в установленном порядке эксперты.

Инспекции могут проводиться на различных этапах жизненного цикла систем и оборудования, при этом могут использоваться средства контроля и измерений, принадлежащие Госатомнадзору России, его территориальным органам и организациям.

54. В общем случае проведение инспекции систем и оборудования включает в себя:

- проверку соответствия отчетной (учетной) документации на подлежащую инспектированию систему или оборудование, характеризующую соответствие параметров, характеристик, показателей надежности и качества проведенных работ установленным требованиям;

- проведение осмотров системы или оборудования, а также измерений и других контрольных операций в присутствии инспектора;

- контроль проведения испытаний и опробований систем и оборудования.

55. Инспекции систем и оборудования, как правило, должны проводиться после выполнения подготовительных работ и выполнения предварительного контроля службами организаций.

56. При отсутствии недостатков по результатам инспекции инспектор оформляет в установленном порядке документ (делает в документе запись), констатирующий факт проведения инспекции, ее объем и соответствие установленным требованиям. Наименования и форма указанных документов устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и руководящими документами Госатомнадзора России.

При выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности они фиксируются в указанном документе. В таких случаях возможно проведение дополнительных инспекций для определения причин и условий, приведших к этим нарушениям.

57. В рамках осуществляемого Госатомнадзором России государственного регулирования технической безопасности объектов использования атомной энергии проводится регистрация систем, оборудования, трубопроводов, работающих под давлением, и грузоподъемных кранов.

Регистрация систем, оборудования, трубопроводов и грузоподъемных кранов с последующим проведением инспекций является формой выдачи разрешений на их эксплуатацию. Результаты регистрации должны учитываться при выдаче лицензий на эксплуатацию объектов использования атомной энергии.

Необходимость и порядок проведения регистрации, состав подлежащих регистрации оборудования и систем объектов использования атомной энергии устанавливается нормативными документами в области использования атомной энергии и инструкциями по осуществлению надзора.

58. Приведенные в настоящем разделе подходы к организации инспекций систем и оборудования могут быть использованы для организации инспекций при надзоре за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ.

VIII. Особенности организации надзора за обеспечением необходимого уровня квалификации работников, осуществляющих руководство безопасной эксплуатацией, ведение технологического процесса и обеспечение ведомственного (производственного) контроля за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (персонала объектов использования атомной энергии), а также работников (персонала) организаций, деятельность которых связана с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии

59. При организации и осуществлении надзора за обеспечением необходимого уровня квалификации персонала объектов использования атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, используются:

- все общие формы его реализации, указанные в пункте 19 настоящего Положения;

- все виды инспекций, указанные в пункте 26 настоящего Положения.

60. В отношении всего персонала, деятельность которого связана с обеспечением ядерной и/или радиационной безопасности, проводятся целевые и оперативные инспекции:

а) соблюдения в организациях и на объектах использования атомной энергии установленного порядка подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников (персонала) (эти инспекции также могут организовываться и проводиться в рамках комплексных инспекций);

б) деятельности учебных центров (пунктов) подготовки работников (персонала) объектов использования атомной энергии, на деятельность которого необходимо получать разрешение Госатомнадзора России или его территориальных органов.

61. В отношении персонала, деятельность которого не требует получения разрешений Госатомнадзора России и его территориальных органов, но связана с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии, могут использоваться следующие дополнительные формы надзора:

а) проверки знаний требований к обеспечению безопасности у членов экзаменационных комиссий по проверке знаний персонала организаций в комиссиях Госатомнадзора России и его территориальных органов или в комиссиях организаций с участием представителей этих органов Госатомнадзора России;

б) участие представителей территориальных органов Госатомнадзора России в комиссиях организаций по проверке знаний работников (персонала);

в) выборочные проверки знаний работников (персонала).

Целей# перечисленных выше форм надзора - убедиться в эффективности действующей в организации или на объекте использования атомной энергии системы подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников (персонала), а в случае выявления недостатков - выдать предписание по устранению этих недостатков, приведших к ним причин и условий.

Необходимость, порядок и методика реализации перечисленных выше форм надзора устанавливаются нормативными документами в области использования атомной энергии и руководящими документами Госатомнадзора России.

62. Представители территориальных органов Госатомнадзора России могут участвовать в комиссиях организаций по проверке знаний работников (персонала) систематически или выборочно. Задачами участия представителей территориальных органов Госатомнадзора России в данных комиссиях являются:

- проверка и оценка знаний требований к обеспечению безопасности экзаменуемых работников (персонала);

- контроль организации и проведения проверок знаний персонала.

63. Выборочные проверки знаний работников (персонала) требований к обеспечению безопасности могут осуществляться в процессе проведения любого вида инспекций вне зависимости от фактов выявления нарушений требований к обеспечению безопасности. Выборочная проверка знаний проводится инспектирующим лицом в присутствии ответственного лица инспектируемой организации, как правило, у работников (персонала), осуществляющих деятельность, влияющую на обеспечение безопасности, но не требующую получения разрешений Госатомнадзора России. Проверка знаний проводится путем собеседования, при этом характер обсуждаемых вопросов не должен выходить за рамки компетенции проверяемого лица.

Запрещается проводить выборочные проверки знаний во время исполнения работниками (персоналом) своих служебных обязанностей на рабочем месте.

IX. Особенности проведения инспекций с применением технических средств контроля и измерения (технических средств)

64. Инспекции с применением технических средств могут проводиться при надзоре по различным его предметам, указанным в пункте 13 ("б", "в", "г", "д", "з", "и") настоящего Положения, в рамках комплексных и целевых инспекций или отдельно в виде целевой или оперативной инспекции.

Используемые при проведении таких инспекций технические средства могут принадлежать инспектируемой организации, привлеченным для участия в инспекции экспертам, а также территориальным органам и организациям Госатомнадзора России.

Цель этих инспекций - убедиться в соответствии значений параметров и характеристик (состава) конструкций, систем, оборудования, изделий, материалов, включая ядерные материалы и радиоактивные вещества, установленным требованиям или имеющимся результатам контроля и измерений, в соответствии документально зарегистрированного количества ядерных материалов и радиоактивных веществ их фактическому наличию, а также - убедиться на основании сравнительной оценки имевшихся и полученных результатов в качестве выполнения инспектируемой организацией работ.

65. Территориальные органы и организации Госатомнадзора России должны обеспечивать содержание в надлежащем порядке, техническое обслуживание, ремонты, требуемые испытания, проверки и калибровки принадлежащих им технических средств.

При использовании технических средств иных организаций инспектор должен убедиться в исправности и готовности их к проведению контроля и измерений в процессе инспекции.

На проведение каждого конкретного вида контроля и измерения должна быть разработана и утверждена в установленном порядке методика. Проведение операций контроля и оценка его результатов должны осуществляться специально обученными для этих целей работниками системы Госатомнадзора России.

66. Проведению инспекций с применением технических средств работниками системы Госатомнадзора России должна предшествовать соответствующая подготовка и проведение контроля и измерений инспектируемой организации.

Необходимость проведения указанных в настоящем разделе инспекций, порядок их проведения устанавливаются руководящими документами Госатомнадзора России.

X. Особенности надзора за реализацией мероприятий по защите работников (персонала) объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и готовностью организаций к ликвидации их последствий (во взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии)

67. При надзоре за готовностью организаций к реализации мероприятий по защите персонала объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и к ликвидации последствий аварий Госатомнадзор России и его территориальные органы, помимо проведения комплексных и целевых инспекций:

инспектируют проведение противоаварийных тренировок на объектах;

участвуют в комплексных учениях по ликвидации последствий аварий, организуемых органами исполнительной власти.

В процессе инспектирования противоаварийных тренировок инспектор Госатомнадзора России рассматривает программы их проведения, присутствует на тренировках, при разборе их результатов, фиксирует соответствие действий работников (персонала) установленным требованиям, оценивает объективность оценки результатов тренировки, выявленные недостатки, приведшие к ним причины и условия, а также меры по их устранению.

Участие в комплексных учениях представителей Госатомнадзора России, помимо отработки вопросов, решаемых Госатомнадзором России в этом направлении, имеет также целью контроль в процессе учений за реализацией мероприятий по защите работников (персонала) и населения, правильностью принимаемых решений по ограничению и ликвидации последствий аварий. В отношении выявленных по результатам контроля нарушений требований к обеспечению безопасности должны оформляться соответствующие предписания.

68. При ликвидации последствий аварий представители Госатомнадзора России и его территориальных органов:

- оценивают происходящие процессы с целью накопления информации для дальнейшего определения обстоятельств и причин аварии;

- контролируют проведение мероприятий по предотвращению развития аварий (например, отвод тепла от активной зоны реактора), ограничению и ликвидации их последствий;

- контролируют соблюдение требований к обеспечению безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ;

- проверяют организацию и осуществление радиационного контроля, а также физической защиты объекта использования атомной энергии;

- получают и рассматривают всю передаваемую с места аварии информацию для органов государственной власти, средств массовой информации и контролируют достоверность и объективность сведений.

XI. Особенности контроля при проведении расследований обстоятельств и установлении причин нарушений в работе объектов использования атомной энергии, влияющих на ядерную и/или радиационную безопасность

69. Во всех случаях при проведении расследований обстоятельств и установлении причин нарушений в работе, влияющих на ядерную и/или радиационную безопасность, Госатомнадзор России и его территориальные органы устанавливают контроль, который может реализовываться путем участия инспекторов в комиссии по расследованию и/или путем проведения инспекций в ходе расследования. Контролю подлежат:

- соблюдение комиссией установленных Госатомнадзором России порядка и процедур расследования;

- объем и качество проводимых в процессе расследований опросов очевидцев нарушений и должностных лиц, оценок, испытаний, опробований и т.п.;

- объективность выводов и заключений комиссии, а также эффективность предлагаемых комиссией мер по обеспечению безопасности.

Приведенные в настоящем разделе положения можно использовать при контроле расследований инцидентов, связанных с потерей (утратой) ядерных материалов и радиоактивных веществ или обнаружением их недостачи или излишков.

Порядок расследования несчастных случаев, происшедших на объектах использования атомной энергии, участие в таких расследованиях представителей Госатомнадзора России и его территориальных органов устанавливаются "Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", утвержденном Правительством Российской Федерации.

XII. Особенности надзора за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ

70. Область указанного надзора включает деятельность:

- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, не содержащих ядерных материалов, и осуществляющих управление использованием атомной энергии в субъекте федерации;

- органов местного самоуправления, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

71. К видам деятельности, при ведении которых осуществляется данный надзор, относятся:

а) виды деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергией, включая:

- разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии в подведомственных им организациях;

- физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- организацию готовности сил и средств к действиям в случае чрезвычайных ситуаций на объектах использования атомной энергии и государственный контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению;

- государственный контроль за соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;

- государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

- государственный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- государственный контроль за технической безопасностью судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками;

- другие функции обеспечения ядерной и/или радиационной безопасности в области использовании атомной энергии, в соответствии с положением об органах управления использованием атомной энергии;

б) виды деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и осуществляющих управление использованием атомной энергии в субъекте федерации, включая:

- контроль за сохранностью и надлежащим использованием радиационных источников, - радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, переданных в пользование юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии";

- проведение на подведомственных им территориях мероприятий по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции;

- контроль за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии;

- учет и контроль радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ;

- обеспечение физической защиты ядерных материалов, а также находящихся в собственности субъектов Российской Федерации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ;

- другие вопросы обеспечения ядерной и/или радиационной безопасности в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации;

в) виды деятельности органов местного самоуправления, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая:

- контроль за сохранностью и надлежащим использованием радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, переданных в пользование юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии";

- другие вопросы обеспечения ядерной и/или радиационной безопасности в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации.

72. При организации и осуществлении данного надзора используются следующие его формы:

- получение и рассмотрение информации по вопросам, указанным в пунктах 70 и 71 настоящего Положения;

- проведение комплексных и целевых инспекций деятельности ряда организаций, подведомственных тем или иным органам управления использованием атомной энергии, а также организаций, в пользование которых переданы объекты использования атомной энергии, ядерные материалы и радиоактивные вещества. Программы проведения таких инспекций должны включать проверку в инспектируемых организациях результатов деятельности органов исполнительной власти, указанных в пунктах 70 и 71 настоящего Положения.

В случае выявления недостатков в соблюдении законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности соответствующему органу исполнительной власти может быть предложено устранить эти недостатки.

По вопросам соблюдения соответствующих требований законодательства, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и иным вопросам, относящимся к компетенции Госатомнадзора России, должностные лица органов исполнительной власти, указанных в настоящем разделе, могут быть заслушаны в центральном аппарате или территориальном органе Госатомнадзора России. По результатам заслушивания Госатомнадзором России может быть вынесено обязательное для исполнения постановление.

73. Взаимодействие при осуществлении указанного в данном разделе надзора обеспечиваются:

- центральным аппаратом Госатомнадзора России - с федеральными органами исполнительной власти;

- территориальными органами Госатомнадзора России - с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Новости