4. Монтаж стальных конструкций

4.1. Общие положения

4.1.1. Монтаж стальных конструкций должен осуществляться в соответствии с утвержденным проектом производства работ, разработанным с учетом специфики сооружения.
4.1.2. Исполнительными рабочими чертежами при составлении ППР должны быть чертежи марок КМ и КМД (конструкции металлические и конструкции металлические деталировочные соответственно).
Принципиальные решения, включенные в ППР, следует согласовывать с авторами чертежей марки КМ.
4.1.3. При составлении ППР следует учитывать требования, указанные в чертежах марки КМ:
описания принятых монтажных соединений;
указания по выполнению сварных соединений;
указания по выполнению соединений на болтах, винтах и других крепежных деталей;
указания по защите стальных строительных конструкций от коррозии;
требования по изготовлению и монтажу.
4.1.4. В ППР наряду с требованиями настоящего свода правил, СП 48.13330, соответствующих стандартов и рабочих чертежей марок КМ и КМД должны быть предусмотрены: последовательность установки конструктивных элементов; мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки; пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение; устойчивость конструкций и частей здания (сооружения) в процессе возведения; степень укрупнения конструкций и безопасные условия труда.
4.1.5. Все технологические процессы и операции монтажа и демонтажа стальных конструкций всех видов зданий и сооружений должны быть разработаны в ППР, при любых методах производства работ, включая подращивание, надвижку, вертолетный монтаж.
4.1.6. Монтажная оснастка: полиспасты, стропы, траверсы, стенды, кантователи и т.п. должны быть разработаны в ППР.
4.1.7. Для крупных и уникальных объектов выбор метода монтажа стальных конструкций определяется на основании вариантов, разрабатываемых в ППР.
4.1.8. К акту сдачи объекта в эксплуатацию прикладывается документация, перечень которой указывается в проекте сооружения и в ППР.

4.2. Подготовка конструкций к монтажу

4.2.1. Конструкции, поставляемые на монтаж, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и рабочих чертежей марок КМ и КМД.
4.2.2. Деформированные конструкции следует выправить. Правка может быть выполнена без нагрева поврежденного элемента (холодная правка) либо с предварительным нагревом (правка в горячем состоянии) термическим или термомеханическим методом. Холодная правка допускается только для плавно деформированных элементов.
Решение об исправлении, усилении поврежденных конструкций или замене их новыми должно приниматься авторами чертежей марки КМ.
4.2.3. Холодную правку конструкций следует производить способами, исключающими образование вмятин, выбоин и других повреждений на поверхности проката.
4.2.4. При производстве монтажных работ запрещаются ударные воздействия на сварные конструкции из сталей:
с пределом текучести 390 МПа (40 кгс/мм2) и менее - при температуре ниже минус 10 °C;
с пределом текучести свыше 390 МПа (40 кгс/мм2) - при температуре ниже 0 °C.

4.3. Укрупнительная сборка

4.3.1. При отсутствии в рабочих чертежах специальных требований на предельные отклонения размеров, определяющих собираемость конструкций (длина элементов, расстояние между группами монтажных отверстий), при сборке отдельных конструктивных элементов и блоков, не должны превышать величин, приведенных в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Интервалы номинальных размеров, мм    Значения допусков, мм    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
    линейных размеров    равенства диагоналей   
От     500 до 2500    5    -    Измерительный, каждый конструктивный элемент и блок, журнал работ
Свыше 2500 "  4000    6    16   
  "   4000 "  8000    8    20   
  "   8000 " 16000    10    24   
  "  16000 " 25000    12    30   
  "  25000 " 40000    16    40   

4.4. Установка, выверка и закрепление

4.4.1. Проектное закрепление конструкций (отдельных элементов и блоков), установленных в проектное положение, с монтажными соединениями на болтах следует выполнять сразу после инструментальной проверки точности положения и выверки конструкций, кроме случаев, оговоренных в дополнительных правилах настоящего раздела или в ППР.
Число болтов и пробок для временного крепления конструкций надлежит определять расчетом; во всех случаях болтами должна быть заполнена 1/3 и пробками 1/10 всех отверстий, но не менее двух.
4.4.2. Конструкции с монтажными сварными соединениями надлежит закреплять в два этапа - сначала временно, затем по проекту. Способ временного закрепления должен быть указан в ППР в соответствии с чертежами марки КМ.
4.4.3. Соответствие каждого блока проекту и возможность выполнения на нем смежных работ надлежит оформлять актом с участием представителей монтажной организации, собравшей конструкции блока, и организации, принимающей блок для выполнения последующих работ.
4.4.4. Блоки покрытий из конструкций типа "структур" собираются по нормативной документации заводов-изготовителей.

4.5. Монтажные соединения на болтах
без контролируемого натяжения

4.5.1. При сборке как расчетных, так и нерасчетных срезных соединений, а также соединений, в которых болты установлены конструктивно, отверстия в деталях конструкций должны быть совмещены, а детали зафиксированы от смещения сборочными пробками (оправками) и плотно стянуты болтами. В соединениях с двумя отверстиями сборочную пробку устанавливают в одно из них. В расчетных соединениях разность номинальных диаметров отверстий и болтов не должна превышать 3 мм.
4.5.2. В расчетных соединениях с работой болтов на срез и соединяемых элементов на смятие допускается "чернота" (несовпадение отверстий в смежных деталях собранного пакета) до 1 мм - в 50% отверстий, до 1,5 мм - 10% отверстий. В случае несоблюдения этого требования, с разрешения разработчика чертежей марок КМ или КМД, отверстия следует рассверлить на ближайший больший диаметр с установкой болта соответствующего диаметра.
В собранном пакете болты заданного в чертежах марок КМ или КМД диаметра должны пройти в 100% отверстий. Допускается прочистка 20% отверстий сверлом, диаметр которого равен диаметру отверстия, указанного в чертежах КМД.
В соединениях с работой болтов на растяжение, а также в нерасчетных соединениях чернота не должна превышать разности номинальных диаметров отверстия и болта.
4.5.3. Запрещается применение болтов и гаек, не имеющих клейма предприятия-изготовителя и маркировки, обозначающей класс прочности.
Каждая партия болтов, гаек и шайб должна быть снабжена сертификатом качества с указанием результатов механических приемо-сдаточных испытаний.
При выполнении соединений на болтах без контролируемого натяжения болты, гайки и шайбы устанавливают в соединения без удаления заводской консервирующей смазки, а при ее отсутствии резьбу болтов и гаек смазывают минеральным маслом по ГОСТ 20799.
4.5.4. Под гайки следует устанавливать не более двух круглых шайб (ГОСТ 11371).
Допускается установка одной такой же шайбы под головки болтов. В необходимых случаях следует устанавливать косые шайбы (ГОСТ 10906).
Резьба болтов, в том числе сбег резьбы, не должны входить вглубь отверстия более чем на половину толщины крайнего элемента пакета со стороны гайки.
4.5.5. Решения по предупреждению самоотвинчивания гаек - постановка пружинных шайб (ГОСТ 6402), контргаек или других способов закрепления гаек от самоотвинчивания - должны быть указаны в рабочих чертежах марки КМ.
Применение пружинных шайб не допускается при овальных отверстиях, при разности номинальных диаметров отверстия и болта более 3 мм, при совместной установке с круглой шайбой (ГОСТ 11371), а также в соединениях на болтах, работающих на растяжение. Запрещается стопорение гаек путем забивки резьбы болта или приварки гаек к стержню болта.
В конструкциях, воспринимающих статические нагрузки, гайки болтов, затянутых на усилие свыше 50% расчетного предела прочности стали болта, допускается дополнительно не закреплять. Фундаментные болты должны комплектоваться в соответствии с ГОСТ 24379.0.
4.5.6. Гайки и контргайки болтов диаметром 12 - 27 мм следует затягивать до отказа, от середины соединения к краям, с усилием 294 - 343 Н (30 - 35 кгс) монтажными ключами. Длина ключа должна составлять для болтов М12 - 150 - 200 мм; М16 - 250 - 300 мм; М20 - 350 - 400 мм; М22 - 400 - 450 мм; М24 - 500 - 550 мм; М27 - 550 - 600 мм или динамометрическими ключами по ГОСТ Р 51254.
4.5.7. Гайки и головки болтов, в том числе фундаментных, после затяжки должны плотно (без зазоров) соприкасаться с плоскостями шайб или элементов конструкций, а резьба болтов выступать из гаек не менее чем на один виток с полным профилем.
4.5.8. Контактные поверхности соединяемых элементов должны быть очищены от загрязнения, заусенцев, льда и других неровностей, препятствующих плотному их прилеганию. Плотность стяжки собранного пакета надлежит контролировать щупом толщиной 0,3 мм, который не должен проникать между собранными деталями в зону, ограниченную шайбой.
4.5.9. Качество затяжки постоянных болтов в расчетных соединениях следует проверять монтажными ключами длиной и с усилием, указанными в 4.5.6.
Качество затяжки болтов в нерасчетных соединениях, а также сборочных болтов сварных соединений следует проверять остукиванием молотком массой 0,4 кг, при этом болты не должны смещаться.

4.6. Монтажные соединения на болтах, в том числе
высокопрочных, с контролируемым натяжением

4.6.1. Выполнение соединений на болтах с контролируемым натяжением должно проводиться рабочими, прошедшими специальное обучение, подтвержденное соответствующим удостоверением.
4.6.2. Соприкасающиеся поверхности деталей фрикционных (сдвигоустойчивых), фрикционно-срезных и фланцевых соединений должны быть обработаны способом, предусмотренным в чертежах марок КМ, КМД.
Сборку соединений следует производить не позже трех суток после обработки соприкасающихся поверхностей. На соприкасающихся поверхностях не допускается наличие грязи, масла, образование льда и других загрязнений, препятствующих плотному прилеганию деталей или способствующих снижению указанной в чертежах марок КМ, КМД расчетной величины коэффициента трения. При превышении срока между обработкой соприкасающихся поверхностей и сборкой соединений более трех суток проводится повторная обработка.
Требование повторной обработки не распространяется на налет ржавчины, образующийся на соприкасающихся поверхностях после их очистки, а также на случай попадания на них атмосферных осадков в виде влаги или конденсации водяных паров.
Состояние поверхностей после обработки и перед сборкой следует контролировать и фиксировать в журнале (см. Приложение Д).
4.6.3. Перепад поверхностей (депланация) стыкуемых деталей свыше 0,5 и до 3 мм должен быть ликвидирован механической обработкой путем образования плавного скоса с уклоном не круче 1:10.
При перепаде свыше 3 мм необходимо устанавливать стальные прокладки требуемой толщины, обработанные тем же способом, что и детали соединения. Применение прокладок подлежит согласованию с организацией - разработчиком чертежей марок КМ, КМД.
4.6.4. Отверстия в деталях при сборке должны быть совмещены и зафиксированы от смещения пробками. Число пробок определяют расчетом на действие монтажных нагрузок, но их должно быть не менее 10% при числе отверстий более 20 и не менее двух - при меньшем числе отверстий.
В собранном пакете, зафиксированном пробками, допускается чернота (несовпадение отверстий), не препятствующая свободной, без перекоса, постановке болтов. Калибр диаметром на 0,5 мм больше номинального диаметра болта должен пройти в 100% отверстий каждого соединения.
Допускается прочистка отверстий плотно стянутых пакетов сверлом, диаметр которого на 0,5 мм больше номинального диаметра болта, при условии, что чернота не превышает разности номинальных диаметров отверстия и болта. Применение воды, эмульсий или масла при прочистке отверстий не допускается.
4.6.5. Запрещается применение болтов, не имеющих на головке заводской маркировки временного сопротивления, клейма предприятия-изготовителя, условного обозначения номера плавки, а на болтах климатического исполнения ХЛ (согласно ГОСТ 15150) - также и букв "ХЛ".
Каждая партия болтов, гаек и шайб должна быть снабжена сертификатом качества с указанием результатов механических приемо-сдаточных испытаний.
4.6.6. Перед установкой болты, гайки и шайбы должны быть расконсервированы, а резьба болтов и гаек, в том числе опорные поверхности гаек, смазаны. В качестве смазки допускается применение минеральных масел по ГОСТ Р 51634 или ГОСТ 10541. Нанесение смазки следует производить при комнатной температуре не позже чем за 8 ч до сборки соединений. Расконсервацию болтов, гаек и шайб и нанесение смазки на болты и гайки следует производить кипячением в воде (10 - 15 мин) с последующей промывкой в горячем состоянии в смеси, состоящей из 70 - 75% неэтилированного бензина и 30 - 25% минерального масла по ГОСТ 20799. Применяемое соотношение бензина и масла должно обеспечивать на поверхности болтов и гаек тонкий слой смазки. Срок хранения смазанных болтов и гаек не должен превышать более 10 сут. При большем сроке хранения производится повторная смазка болтов и гаек. В качестве смазки резьбы и опорных поверхностей гаек допускается применение твердых сортов парафина по ГОСТ 23683 или других эффективных видов смазки, с последующим установлением фактической величины коэффициента закручивания Кз, средняя величина которого должна составлять   не более 0,2.
Установка в соединениях болтов и гаек, в том числе с металлическими покрытиями, без применения смазки не допускается, а также болтов с нарушенным покрытием, со следами ржавчины или при   более 0,2 не допускается.
4.6.7. Заданное проектом натяжение болтов следует обеспечивать затяжкой гаек или вращением головок болтов до расчетного момента закручивания, либо поворотом гаек на определенный угол, либо другим способом, гарантирующим получение заданного усилия натяжения болтов.
Порядок натяжения должен исключать образование неплотностей в стягиваемых пакетах, контролируемых щупом толщиной 0,3 мм в соответствии с 4.6.14.
4.6.8. Динамометрические ключи, предназначенные для натяжения и контроля натяжения высокопрочных болтов, в том числе работающие в комплекте с ключами-мультипликаторами (редукторами крутящего момента), должны иметь паспорт с отметкой метрологической лаборатории о проведении поверки.
Тарировку динамометрических ключей следует производить на специальном стенде или с помощью контрольных грузов не реже одного раза в смену, а также после каждой замены контрольного прибора или ремонта ключа. Результаты тарировки должны быть занесены в "Журнал тарировки ключей", Приложение Е. Редукция крутящего момента ключей-мультипликаторов проверяется после каждого ремонта, но не реже одного раза в год.
4.6.9. Расчетный момент закручивания M, Н•м (кгс•м), необходимый для натяжения болтов, следует определять по формуле

  (4.1)

где   - среднее значение коэффициента закручивания для каждой партии болтов, принимаемое по результатам испытаний с помощью контрольных приборов, позволяющих одновременно фиксировать величину осевого усилия в стержне болта P = (0,5 - 0,7)RbunAbn и приложенного к гайке крутящего момента M;
Rbun - наименьшее временное сопротивление болта разрыву, принимаемое по стандартам на применяемые болты, Н/мм2 (кгс/мм2);
Abn - площадь сечения болта "нетто" (по резьбе), мм2;
P - расчетное осевое усилие натяжения болта, заданное в рабочих чертежах КМ, Н (кгс);
d - номинальный диаметр болта, м.
Результаты испытаний по установлению среднего значения коэффициента закручивания оформляются протоколом или актом.

КонсультантПлюс: примечание.
Единицы измерения даны в соответствии с официальным текстом документа.

4.6.10. Натяжение высокопрочных болтов М24 класса прочности 10.9 по углу поворота гайки следует производить в следующем порядке:
затянуть все болты в соединении до отказа монтажным ключом с длиной рукоятки 0,6 - 0,7 м с усилием 294 - 343 Н (30 - 35 кгс•м);
проверить плотность стяжки щупом толщиной 0,3 мм в соответствии с 4.6.14;
повернуть гайки болтов на угол 180° +/- 30°.
Указанный метод применим для соединений с числом деталей в пакете до семи и толщине пакета от 40 до 140 мм. При других диаметрах болтов и толщинах пакетов угол поворота устанавливается экспериментально.
4.6.11. Под каждую головку болта и гайку должно быть установлено по одной высокопрочной шайбе с твердостью не менее 35 единиц HRC. При разности номинальных диаметров отверстий и болтов не более 4 мм допускается установка одной шайбы только под вращаемым элементом (головкой болта или гайкой).
4.6.12. Гайки, затянутые до расчетного крутящего момента в соответствии с 4.6.9 или поворотом на определенный угол, дополнительно ничем закреплять не следует.
4.6.13. После натяжения всех болтов в соединении старший рабочий-сборщик (бригадир) обязан в предусмотренном месте поставить клеймо (присвоенный ему номер или знак), результаты занести в "Журнал выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением" (Приложение Д) и предъявить соединение для контроля лицу, назначенному ответственным за выполнение этого вида соединений приказом по организации, производящей эти работы.
4.6.14. Независимо от способа натяжения болтов ответственное лицо в течение не более двух смен должно произвести наружный осмотр всех поставленных болтов и убедиться, что все болты соединения имеют установленную маркировку и одинаковую длину; под головки болтов и гайки поставлены шайбы; выступающие за пределы гаек части болтов имеют не менее одного витка резьбы с полным профилем над гайкой или двух витков резьбы под гайкой (внутри пакета); осевые усилия натяжения болтов соответствуют указанному в чертеже марки КМ; на собранном узле имеется клеймо бригады, выполнявшей эти работы, а результаты занесены в "Журнал выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением" (Приложение Д).
Натяжение болтов следует контролировать: при числе болтов в соединении до четырех - все болты, свыше четырех - 10%, но не менее трех в каждом соединении.
Фактический момент закручивания должен быть не менее расчетного значения, определенного по формуле (4.1), и не превышать его более чем на 15%. Отклонение угла поворота гайки допускается +/- 30°.
При обнаружении хотя бы одного болта, не удовлетворяющего этим требованиям, контролю подлежит удвоенное число болтов. В случае обнаружения при повторной проверке одного болта с меньшим значением крутящего момента или с меньшим углом поворота гайки, должны быть проконтролированы все болты соединения с доведением момента закручивания или угла поворота гайки до требуемой величины.
Щуп толщиной 0,3 мм не должен проникать между деталями соединения в зону, ограниченную радиусом 1,3d0 от оси болта, где d0 - номинальный диаметр отверстия, мм.
В случае отсутствия замечаний рядом с клеймом бригады должно быть установлено клеймо ответственного лица, а соединение предъявлено для приемки представителю технического надзора заказчика.
4.6.15. После контроля натяжения и приемки соединения представителем заказчика все наружные поверхности стыков, включая головки болтов, гайки и выступающие из них части резьбы болтов, должны быть очищены, загрунтованы, окрашены, а щели в местах перепада толщин и зазоры в стыках зашпатлеваны. Огрунтовку и окраску стыков необходимо производить после приемки соединений ответственным лицом.
4.6.16. Все работы по натяжению и контролю натяжения следует регистрировать в журнале выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением, Приложение Д.
4.6.17. Для фланцевых соединений необходимо применять высокопрочные болты из стали 40Х климатического исполнения ХЛ. Все болты должны быть затянуты на усилия, указанные в рабочих чертежах КМ, вращением гайки до расчетного момента закручивания. Контролю натяжения подлежат 100% болтов.
Фактический момент закручивания должен быть не менее расчетного, определенного по формуле (4.1), и не превышать его более чем на 10%.
Зазоры между соприкасающимися плоскостями фланцев в местах расположения болтов не допускаются. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проникать в зону радиусом 40 мм от оси болта.

4.7. Специальные монтажные соединения

4.7.1. К специальным монтажным соединениям (СМС) относятся:
пристрелка высокопрочными дюбелями;
постановка самонарезающих и самосверлящих винтов;
постановка комбинированных заклепок;
совместное пластическое деформирование кромок;
контактная точечная сварка;
электрозаклепки;
фальцовка продольных кромок.
4.7.2. К руководству работами и выполнению соединений на СМС могут быть допущены лица, прошедшие обучение, подтвержденное соответствующим удостоверением.
4.7.3. Характерной особенностью СМС является то, что для их выполнения достаточно подхода к соединяемым элементам конструкций с одной стороны.
4.7.4. При производстве работ по постановке высокопрочных дюбелей следует соблюдать инструкции по эксплуатации пороховых монтажных инструментов, регламентирующие порядок ввода их в эксплуатацию, правила эксплуатации, технического обслуживания, требования безопасности, хранения, учета и контроля пистолетов и монтажных патронов к ним.
4.7.5. Перед началом работы надлежит выполнить контрольную пристрелку с внешним осмотром и оценкой качества соединения для уточнения мощности выстрела (номера патрона).
4.7.6. Установленный дюбель должен плотно прижимать шайбу к закрепляемой детали, а закрепляемую деталь - к опорному элементу. При этом цилиндрическая часть стержня дюбеля не должна выступать над поверхностью стальной шайбы.
Плотность прижатия проверяют визуально при операционном (100%) и выборочном (не менее 5%) приемочном контроле установленных дюбелей.
4.7.7. Применение того или иного типа СМС и расстояние между осями элементов и от оси элемента СМС до края соединяемого элемента должны соответствовать указаниям рабочих чертежей.
4.7.8. Типы СМС приведены в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Технологический процесс    СМС в узлах на опоре    СМС с продольным соединением кромок
    безметизные    на метизах    безметизные    на метизах
Автономный (ручной)    -    Высокопрочные дюбели, самонарезающие винты, комбинированные заклепки    Контактная точечная сварка    Комбинированные заклепки
            Фальцовка ручная   
С энергетическими коммуникациями    Точечная сварка, электрозаклепки    Самонарезающие винты, комбинированные заклепки    Фальцовка механическая    -

4.7.9. Основной областью применения СМС является закрепление ограждающих конструкций зданий и сооружений. В отдельных случаях допускается применение СМС для закрепления конструкций, совмещающих ограждающие и несущие функции (диафрагмы жесткости, мембранно-каркасные конструкции).
4.7.10. Основные конструктивные формы СМС с указанием действия сил приведены на рисунке 4.1.

 

а - фрагмент конструкции покрытия со стальным
профилированным настилом и схема действия сил на опорах
(1 - соединения в среднем участке; 2 и 3 - соединения
соответственно по продольным и поперечным полкам;
4 - соединения в месте пересечения продольных и поперечных
полок); б - схема соединений по продольным полкам
(1 и 1' - при расположении полок внахлест в нижнем
и верхнем положениях соответственно для утепленных
и холодных покрытий; 2 и 2' - простой стоячий и лежачий
фальцы; 3 и 3' - двойной фальц, стоячий и лежачий);
в - сдвигоустойчивые элементы (1 и 1' - на высокопрочных
дюбелях; 2 - на контактной сварке; 2' - на дуговой
сварке); г - фрагмент трехслойной
стеновой панели на самосверлящем винте

Рисунок 4.1. Конструктивные формы СМС

4.7.11. Монтажная точечная сварка не допускается при соединении разнородных металлов и элементов с неметаллическими покрытиями и прокладками.
4.7.12. Допускаемые сочетания толщин и прочности соединяемых стальных элементов на высокопрочных дюбелях для пристрелки по стали приведены в таблице 4.8.
4.7.13. Для самонарезающих и самосверлящих винтов допускаемое временное сопротивление стали опорного элемента не должно превышать 450 Н/мм2.
4.7.14. Толщина присоединяемых элементов определяется длиной стержня винта и может достигать 230 мм, например, для трехслойных стеновых сэндвич-панелей (см. таблицу 4.3).
4.7.15. Максимальная толщина опорного стального элемента для самонарезающих винтов приведена в таблице 4.3.

Таблица 4.3

Диаметр винта    Тип соединения    Толщина опорного элемента    Максимальная толщина соединяемого пакета, мм
4,2    Крепления листовых и профильных конструкций к несущему каркасу    1,5 - 6,5    7 - 10
4,8        1,5 - 7,5    7 - 12
5,5        1,5 - 12    До 22
6,3        2 - 12    До 30
5,5    Крепление профилированных листов кровли через утеплитель к несущей конструкции    1 - 12    240
6,3        1 - 12    240
5,5    Крепление сэндвич-панелей к несущей конструкции    1,5 - 12    240
6,3        1,5 - 12    240

4.7.16. Длина тела заклепки в зависимости от материала тела и стержня и суммарной толщины соединяемых элементов должна быть указана в рабочей документации. При отсутствии таких указаний следует руководствоваться таблицами Ж.1, Ж.2 и Ж.3 Приложения Ж.
Диаметр отверстий под комбинированные заклепки и самонарезающие винты должны отвечать требованиям, указанным в таблице 4.4.

Таблица 4.4

Наименование и номинальный диаметр метиза, мм    Диаметр отверстий для постановки метиза, мм    Предельное отклонение, мм
Заклепка комбинированная:        +0,08
2,4    2,5   
3    3,1   
3,2    3,3   
4,0    4,1    +0,1
4,8    4,9   
5    5,1   
6,4    6,5   
Винт самонарезающий типа BC6 x L, при толщине t0 + t:        +0,1
3 - 4    5,4   
5 - 6    5,5   
7 - 8    5,6   
9 - 10    5,7   

4.7.17. Для крепления кровельных сэндвич-панелей к металлическим стропилам и прогонам применяют самонарезающие винты диаметром 5,5 мм, длину которых выбирают по таблице 4.5 в зависимости от толщины панелей.

Таблица 4.5

Толщина панели, мм    Минимальная длина винта, мм
50    126
80    156
100    176
120    196
150    226
200    276
250    285

4.7.18. Для крепления стеновых сэндвич-панелей к металлическим конструкциям (колоннам, ригелям) применяют самонарезающие винты диаметром 5,5 мм, длину которых выбирают по таблице 4.6 в зависимости от толщины панели.

Таблица 4.6

Толщина панели, мм    Минимальная длина винта, мм
    Панель с обычным стыком    Панель со скрытым (огнестойким) стыком
50    85    61
80    105    91
100    135    111
120    155    131
150    185    161
200    235    -
250    285    -

4.7.19. Для крепления сэндвич-панелей к железобетонным конструкциям (колоннам) применяют пружинные анкеры диаметром 4,8 и 6,3 мм, длину которых выбирают в зависимости от толщины панели по таблице 4.7.

Таблица 4.7

Толщина панели, мм    Минимальная длина винта, мм
    Панель с обычным стыком    Панель со скрытым (огнестойким) стыком
50    4,8 x 89    4,8 x 76
80    4,8 x 115    4,8 x 89
100    4,8 x 140    4,8 x 102
120    4,8 x 152    4,8 x 127
150    6,3 x 191    6,3 x 165
200    6,3 x 254    -
250    6,3 x 292    -

Таблица 4.8

 

4.7.20. Допускаемые сочетания толщин соединяемых стальных элементов для различных видов СМС приведены на рисунке 4.2.

 

t - толщина присоединяемых элементов, мм;
t0 - толщина опорного элемента, мм;

Ф - фальцовка; ВД - дюбель высокопрочный
(1, 2 и 3 - "легкий", обыкновенного качества и высшего
качества соответственно); ССВ - самосверлящий винт;
СНВ - самонарезающий винт; КЗ - комбинированная заклепка;
КТС - контактная точечная сварка; ЭЗ - электрозаклепки

Рисунок 4.2. Область применения различных видов СМС
в зависимости от сочетания толщин соединяемых элементов

4.7.21. Требуемая энергия при выполнении дюбельных соединений пристрелкой пороховыми пистолетами или ударами пневмоимпульсного молотка - до 1 кДж.
4.7.22. При выполнении соединений на высокопрочных дюбелях применяются дюбели обыкновенного качества ДЛ 3,7 x 25 с патронами кольцевого воспламенения марок 6,8/18 М или 6,8/11 М. При толщинах опорного элемента от 5 до 10 мм рекомендуется применять дюбель-гвоздь рифленый марки ДГР 4,5 x 30.
4.7.23. При выполнении соединений на самонарезающих винтах и комбинированных заклепках рекомендуется применять самонарезающие винты с диаметром стержня от 3,2 до 6 мм.
4.7.24. Для получения фальцевого соединения используются профили, получаемые прокаткой из рулонной оцинкованной стали (толщина 0,5 - 1 мм), как на месте монтажа (в этом случае длина профиля равна длине ската кровли или высоте фасада), так и заводские заготовки мерной длины со специально подготовленными продольными кромками.
4.7.25. Кляммеры, закрепленные на элементах каркаса или прогонах с шагом от 0,7 до 1,5 м, фальцуются одновременно с выполнением шва. Конструкции кляммеров имеют как жесткое, так и подвижное в направлении шва крепление, допускающее температурное удлинение профиля.
4.7.26. Монтаж профилей производится порядно на всю длину фасада или ската кровли с установкой кляммеров с шагом 0,7 - 1,5 м после каждого ряда. После укладки следующего ряда необходимо добиться полного совмещения кромок смежных профилей и установить прихватки с использованием ручных фальцовочных клещей до производства машинной закатки.

4.8. Монтажные сварные соединения

Монтажные сварные соединения стальных конструкций следует выполнять в соответствии с требованиями раздела 10.

4.9. Предварительное напряжение конструкций

4.9.1. Стальные канаты, применяемые в качестве напрягающих элементов, должны быть перед изготовлением элементов вытянуты усилием, равным 0,6 разрывного усилия каната в целом, указанного в соответствующем стандарте, и выдержаны под этой нагрузкой в течение 20 мин.
4.9.2. Предварительное напряжение гибких элементов следует выполнять этапами:
напряжение до 50% проектного с выдержкой в течение 10 мин для осмотра и контрольных замеров;
напряжение до 100% проектного.
Предельные отклонения напряжений на обоих этапах +/- 5%.
В предусмотренных проектом случаях напряжение может быть выполнено до проектной величины с большим числом этапов.
4.9.3. Величина усилий и деформаций, а также предельные отклонения конструкций, напрягаемых гибкими элементами, должны соответствовать требованиям дополнительных правил настоящего свода правил или приведены в рабочей документации.
4.9.4. Контроль напряжения конструкций, выполненного методом предварительного выгиба (поддомкрачивание, изменение положения опор и др.), необходимо осуществлять нивелированием положения опор и геометрической формы конструкций.
Предельные отклонения должны быть указаны в проекте.
4.9.5. В предварительно напряженных конструкциях запрещается приварка деталей в местах, не предусмотренных в рабочих чертежах, в том числе сварка около мест примыкания напрягающих элементов (стальных канатов, пучков проволок).
4.9.6. Натяжные приспособления для гибких элементов должны иметь паспорт предприятия-изготовителя с данными об их тарировке.
4.9.7. Величину предварительного напряжения конструкций и результаты ее контроля необходимо регистрировать в журнале монтажных работ.

4.10. Испытание конструкций и сооружений

4.10.1. Номенклатура конструкций зданий и сооружений, подлежащих испытанию, приведена в дополнительных правилах настоящего свода правил и может быть уточнена.
4.10.2. Метод, схему и программу проведения испытания надлежит приводить в проекте, а порядок проведения - разрабатывать в специальном ППР или разделе этого проекта.
ППР на испытания подлежит согласованию с дирекцией действующего или строящегося предприятия и генподрядчиком.
4.10.3. Персонал, назначенный для проведения испытаний, может быть допущен к работе только после прохождения специального инструктажа.
4.10.4. Испытания конструкций должна проводить комиссия в составе представителей заказчика (председатель), генподрядной и субподрядной монтажной организаций, а в случаях, предусмотренных проектом, - и представителя проектной организации. Приказ о назначении комиссии издает заказчик.
4.10.5. Перед испытанием монтажная организация предъявляет комиссии документацию, перечисленную в 3.23 и 4.20 настоящего свода правил, комиссия производит осмотр конструкций и устанавливает готовность их к испытаниям.
4.10.6. На время испытаний необходимо установить границу опасной зоны, в пределах которой недопустимо нахождение людей, не связанных с испытанием.
Во время повышения и снижения нагрузок лица, занятые испытанием, а также контрольные приборы, необходимые для проведения испытаний, должны находиться за пределами опасной зоны либо в надежных укрытиях.
4.10.7. Конструкции, находящиеся при испытании под нагрузкой, запрещается остукивать, а также производить их ремонт и исправление дефектов.
4.10.8. Выявленные в ходе испытания дефекты следует устранить, после чего испытание повторить или продолжить. По результатам испытаний должен быть составлен акт (Приложение И).

4.11. Дополнительные правила монтажа
конструкций одноэтажных зданий

4.11.1. Настоящие дополнительные правила распространяются на монтаж и приемку конструкций одноэтажных зданий (в том числе покрытий типа "структур", крановых эстакад и др.).
4.11.2. Подкрановые балки пролетом 12 м по крайним и средним рядам колонн здания надлежит укрупнить в блоки вместе с тормозными конструкциями и крановыми рельсами, если они не поставлены блоками предприятием-изготовителем.
4.11.3. При возведении каркаса зданий необходимо соблюдать следующую очередность и правила установки конструкций:
установить первыми в каждом ряду на участке между температурными швами колонны, между которыми расположены вертикальные связи, закрепить их фундаментными болтами, а также расчалками, если они предусмотрены в ППР;
раскрепить первую пару колонн связями и подкрановыми балками (в зданиях без подкрановых балок - связями и распорками);
в случаях, когда такой порядок невыполним, первую пару монтируемых колонн следует раскрепить согласно ППР;
установить после каждой очередной колонны подкрановую балку или распорку, а в связевой панели - предварительно связи;
разрезные подкрановые балки пролетом 12 м надлежит устанавливать блоками, неразрезные - элементами, укрупненными согласно ППР;
начинать установку конструкций покрытия с панели, в которой расположены горизонтальные связи между стропильными фермами, а при их отсутствии - очередность установки должна быть указана в ППР;
устанавливать конструкции покрытия, как правило, блоками;
при поэлементном способе временно раскрепить первую пару стропильных ферм расчалками, а в последующем каждую очередную ферму - расчалками или монтажными распорками по ППР;
снимать расчалки и монтажные распорки разрешается только после закрепления и выверки положения стропильных ферм, установки и закрепления в связевых панелях вертикальных и горизонтальных связей, в рядовых панелях - распорок по верхним и нижним поясам стропильных ферм, а при отсутствии связей - после крепления стального настила.
4.11.4. При поэлементном способе монтажа балки путей подвесного транспорта, а также монтажные балки для подъема мостовых кранов следует устанавливать вслед за конструкциями, к которым они должны быть закреплены, до укладки настила или плит покрытия.
4.11.5. Крановые пути (мостовых и подвесных кранов) каждого пролета необходимо выверять и закреплять по проекту после проектного закрепления несущих конструкций каркаса каждого пролета на всей длине или на участке между температурными швами.

4.12. Требования при приемочном контроле

4.12.1. При окончательной приемке смонтированных конструкций должны быть предъявлены документы, указанные в 3.23.
4.12.2. Предельные отклонения фактического положения смонтированных конструкций не должны превышать при приемке значений, приведенных в таблице 4.9.

Таблица 4.9

Параметр    Предельные отклонения, мм    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
А. Колонны и опоры
1. Отклонения отметок опорных поверхностей колонны и опор от проектных    +/- 5    Измерительный, каждая колонна и опора, геодезическая исполнительная схема
2. Разность отметок опорных поверхностей соседних колонн и опор по ряду и в пролете    +/- 3    То же
3. Смещение осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении    +/- 5    "
4. Отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении при длине колонн, мм:        Измерительный, каждая колонна и опора, геодезическая исполнительная схема
  свыше  4000 до  8000    +/- 10   
    "    8000 "  16000    +/- 12   
    "   16000 "  25000    +/- 15   
    "   25000 "  40000    +/- 20   
5. Стрела прогиба (кривизна) колонны, опоры и связей по колоннам    0,0013 расстояния между точками закрепления, но не более 15    Измерительный, каждый элемент, журнал работ
6. Односторонний зазор между фрезерованными поверхностями в стыках колонн    0,0007 поперечного размера сечения колонны; при этом площадь контакта должна составлять не менее 65% площади поперечного сечения    То же
Б. Фермы, ригели, балки, прогоны
7. Отметки опорных узлов    +/- 10    Измерительный, каждый узел, журнал работ
8. Смещение ферм, балок, ригелей с осей на оголовках колонн из плоскости рамы    +/- 15    Измерительный, каждый элемент, геодезическая исполнительная схема
9. Стрела прогиба (кривизна) между точками закрепления сжатых участков пояса фермы и балки ригеля    0,0013 длины закрепленного участка, но не более 15    Измерительный, каждый элемент, журнал работ
10. Расстояние между осями ферм, балок, ригелей, по верхним поясам между точками закрепления    +/- 15    То же
11. Совмещение осей нижнего и верхнего поясов ферм относительно друг друга (в плане)    0,004 высоты фермы    "
12. Отклонение симметричности установки фермы, балки, ригеля, панели перекрытия и покрытия (при длине площадки опирания 50 мм и более)    +/- 10    "
13. Отклонение стоек фонаря и фонарных панелей от вертикали    +/- 8    "
14. Расстояние между прогонами    +/- 5    "
В. Подкрановые балки
15. Смещение оси подкрановой балки с продольной разбивочной оси    +/- 5    Измерительный, на каждой опоре, журнал работ
16. Смещение опорного ребра балки с оси колонны    +/- 20    То же
17. Перегиб стенки в сварном стыке (измеряют просвет между шаблоном длиной 200 мм и вогнутой стороной стенки)    +/- 5    "
Г. Крановые пути <*>

а) мостовых кранов       
18. Расстояние между осями рельсов одного пролета (по осям колонн, но не реже чем через 6 м)    +/- 10    Измерительный, на каждой опоре, геодезическая исполнительная схема
19. Смещение оси рельса с оси подкрановой балки    +/- 15    То же
20. Отклонение оси рельса от прямой на длине 40 м    +/- 15    "
21. Разность отметок головок рельсов в одном поперечном разрезе пролета здания:        "
на опорах    +/- 15   
в пролете    +/- 20   
22. Разность отметок подкрановых рельсов на соседних колоннах (расстояние между колоннами L):        Измерительный, на каждой опоре, геодезическая исполнительная схема
при L менее 10 м    +/- 10   
при L 10 м и более    0,001L, но не более 15   
23. Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте    +/- 2    Измерительный, каждый стык, журнал работ
24. Зазор в стыках рельсов (при температуре 0 °C и длине рельса 12,5 м); при изменении температуры на 10 °C допуск на зазор изменяется на 1,5 мм    +/- 4    То же
б) подвесных кранов       
25. Разность отметок нижнего ездового пояса на смежных опорах (вдоль пути) независимо от типа крана (расстояние между опорами L)    0,0007L    Измерительный, на каждой опоре, геодезическая исполнительная схема
26. Разность отметок нижних ездовых поясов соседних балок в пролетах в одном поперечном сечении двух- и многоопорных подвесных кранов:        Измерительный, каждая балка, геодезическая исполнительная схема
на опорах    +/- 6   
в пролете    +/- 10   
27. То же, но со стыковыми замками на опорах и в пролете    +/- 2    То же
28. Смещение оси балки с продольной разбивочной оси пути (для талей ручных и электрических не ограничивается)    +/- 3    "
Д. Стальной оцинкованный профилированный настил
29. Отклонение длины опирания настила на прогоны в местах поперечных стыков    0; -5    Измерительный, каждый стык, журнал работ
30. Отклонение положения центров:        То же, выборочный в объеме 5%, журнал работ
высокопрочных дюбелей, самонарезающих болтов и винтов    +/- 5   
комбинированных заклепок:       
вдоль настила    +/- 20   
поперек настила    +/- 5   
<*> Согласно ПБ 10-382 [10].


4.12.3. Сварные соединения, качество которых требуется согласно проекту проверять при монтаже физическими методами, надлежит контролировать одним из следующих методов: радиографическим или ультразвуковым в объеме 5% - при ручной или механизированной сварке и 2% - при автоматизированной сварке.
Места обязательного контроля должны быть указаны в рабочей документации. Остальные сварные соединения следует контролировать в объеме, указанном в разделе 10.

4.13. Дополнительные правила монтажа
конструкций многоэтажных зданий

Настоящие дополнительные правила распространяются на монтаж и приемку конструкций многоэтажных зданий высотой до 150 м.

Укрупнительная сборка конструкций

4.13.1. Предельные отклонения размеров собранных блоков и положения отдельных элементов, входящих в состав блока, не должны превышать величин, приведенных в таблице 4.10.

Таблица 4.10

Параметр    Предельные отклонения, мм    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
1. Отклонение отметок опорной поверхности колонн от проектной отметки    +/- 5    Измерительный, каждый элемент, геодезическая исполнительная схема
2. Разность отметок опорных поверхностей соседних колонн    +/- 3    То же
3. Смещение осей колонн в нижнем сечении и разбивочных осей при опирании на фундамент    +/- 5    "
4. Отклонение от совмещения рисок геометрических осей колонн в верхнем сечении с рисками разбивочных осей при длине колонн, мм:        "
             до  4000    +/- 12   
  свыше 4000 до  8000    +/- 15   
    "   8000 "  16000    +/- 20   
    "  16000 "  25000    +/- 25   
5. Разность отметок верха колонн каждого яруса    0,5n + 9    Измерительный, каждая колонна, геодезическая исполнительная схема
6. Смещение оси ригеля, балки с оси колонны    8    То же
7. Отклонение расстояния между осями ригелей и балок в середине пролета    10    Измерительный, каждый ригель и балка, журнал работ
8. Разность отметок верха двух смежных ригелей    15    То же, каждый ригель, геодезическая исполнительная схема
9. Разность отметок верха ригеля по его концам    0,001L, но не более 15    То же
10. Односторонний зазор между фрезерованными поверхностями в стыке колонн    По таблице 4.9
Измерительный, стык каждой колонны, журнал работ
n - порядковый номер яруса колонн;
L - длина ригеля.

Подъем и установка конструкций

4.13.2. Конструкции следует устанавливать поярусно. Работы на следующем ярусе надлежит начинать только после проектного закрепления всех конструкций нижележащего яруса.
Бетонирование монолитных перекрытий может отставать от установки и проектного закрепления конструкций не более чем на 5 ярусов (10 этажей) при условии обеспечения прочности и устойчивости смонтированных конструкций.

Требования при приемочном контроле

4.13.3. При окончательной приемке смонтированных конструкций должны быть предъявлены документы, указанные в 3.23.
4.13.4. Предельные отклонения положения элементов конструкций и блоков от проектных не должны превышать величин, приведенных в таблице 4.10.
4.13.5. Сварные соединения, качество которых требуется согласно рабочим чертежам проверять при монтаже физическими методами, надлежит контролировать одним из следующих методов: радиографическим или ультразвуковым в объеме 5% - при ручной или механизированной сварке и 2% - при автоматизированной сварке.
Места обязательного контроля должны быть указаны в рабочей документации.
Остальные сварные соединения следует контролировать в объеме, указанном в разделе 10.

4.14. Обеспечение устойчивости основных
конструктивных элементов в процессе монтажа

4.14.1. Для устойчивости и геометрической неизменяемости монтируемых конструкций зданий и сооружений следует соблюдать последовательность установки конструктивных элементов и блоков. Это должно достигаться разбивкой зданий в плане и по высоте на отдельные устойчивые секции (пролеты, этажи, ярусы, части каркаса между температурными швами), последовательность монтажа которых обеспечивает устойчивость и неизменяемость смонтированных конструкций в данной секции.
4.14.2. Установку конструктивных элементов в одноэтажных производственных зданиях следует осуществлять в следующей последовательности:
монтаж колонн в секции следует начинать со связевой панели. Если по каким-либо условиям указанное требование выполнить невозможно, то необходимо устройство временной связевой панели из первых установленных колонн ряда, подкрановой балки или распорки и временных вертикальных связей между ними, устанавливаемых ниже уровня подкрановой балки (распорки). Затем следует установить следующую колонну и раскрепить ее к временной связевой панели подкрановой балкой или распоркой;
монтаж конструкций покрытий следует начинать со связевой панели, а если это невозможно, то с любой, установив между соседними фермами горизонтальные и вертикальные связи. Следующую установленную ферму необходимо раскрепить к связевой панели распоркой.
4.14.3. При монтаже конструкций многоэтажных зданий после установки колонн по оси в секции необходимо смонтировать ригели, обеспечивающие устойчивость полученной рамы в поперечном направлении. В продольном направлении устойчивость следует обеспечивать с помощью вертикальных связей по колоннам и распорных элементов. Если устойчивость здания в продольном направлении обеспечивается стеновыми конструкциями (о чем должно быть указано в рабочей документации), то их следует возводить одновременно с каркасом и перекрытиями.
4.14.4. Во всех случаях при возведении зданий обязательным условием является полная готовность смонтированных стальных конструкций в секции к производству последующих работ (общестроительных, электро- и механомонтажных и др.) независимо от состояния монтажа конструкций в соседних секциях.
4.14.5. Расчет устойчивости элементов конструкций, в случае необходимости, следует проводить в соответствии с указаниями, изложенными в Приложении К.

4.15. Монтаж встроенных конструкций

4.15.1. К встроенным следует относить стальные конструкции, находящиеся внутри контура несущих и ограждающих стальных конструкций каркаса здания. Это конструкции помещений (будок) в производственных цехах различных отраслей промышленности для размещения бытовок, пультов управления, складов инструментов и других помещений и сооружений, предназначенных для технологических нужд данного производства. К встроенным конструкциям следует отнести площадки, предназначенные для установки и обслуживания технологического оборудования, переходные, посадочные и для ремонта мостовых кранов, а также лестницы различного назначения.
4.15.2. Монтаж встроенных стальных конструкций следует осуществлять, как правило, отдельным потоком, либо в период монтажа несущих и ограждающих конструкций каркаса здания, либо после окончания их монтажа. Для встроенных конструкций, монтируемых после завершения монтажа каркаса, следует применять средства малой механизации, используя конструкции каркаса.
4.15.3. При окончательной приемке смонтированных конструкций должна быть предъявлена документация, указанная в 3.23.
4.15.4. Предельные отклонения фактического положения смонтированных элементов встроенных конструкций от проектных не должны превышать значений, приведенных в таблице 4.11.

Таблица 4.11

Наименование показателя    Предельные отклонения, мм    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
Отклонение отметок опорных поверхностей колонн (стоек) от проектных    +/- 6    Измерительный, каждая колонна (стойка), геодезическая исполнительная схема
Разность отметок опорных поверхностей соседних колонн (стоек) в обоих направлениях    4    То же
Смещение осей колонн (стоек) относительно разбивочных осей в опорном сечении    10    "
Отклонение осей колонн (стоек) от вертикали в верхнем сечении при их длине, мм:       
  от    2000 до 4000 включительно    +/- 10    "
  свыше 4000 "  8000   "    +/- 12    "
    "   8000 " 12000   "    +/- 15    "
Стрелка прогиба (кривизна) колонны (стойки), связей по колоннам    Не более 0,0015 расстояний между точками закрепления, но не более 20    Измерительный, каждый элемент, журнал работ
Смещение опирания балок, ригелей с осей колонн (стоек)    18    Измерительный, каждый элемент, геодезическая исполнительная схема
Отклонение отметок опор переходных, посадочных, ремонтных площадок и лестниц от проектных    +/- 10    Измерительный, каждая опора, геодезическая исполнительная схема

4.16. Монтаж конструкций структурных покрытий

4.16.1. Конструкции структур поставляются заводами-изготовителями отдельными элементами, упакованными комплектно с приложением паспорта и монтажных схем.
4.16.2. Укрупнительная сборка блоков покрытий производится на месте подъема или вблизи строящегося объекта на временных опорах. Предельные отклонения установки временных опор должны соответствовать поз. 1 таблицы 4.11. На каждый собранный блок составляется геодезическая исполнительная схема.
4.16.3. При укрупнительной сборке блоков следует строго следить за установкой элементов в соответствии с монтажной схемой, так как замена на элемент даже большего сечения, чем в проекте, может привести при эксплуатации здания к аварийной ситуации.
4.16.4. До подъема блоков устанавливаются опорные конструкции с последующей их выверкой и закреплением по проекту.
4.16.5. При подъеме блоков в проектное положение монтажными механизмами необходимо обеспечивать его горизонтальность, не допуская перекоса блока.
4.16.6. Предельные отклонения фактических размеров структурных конструкций от проектных не должны превышать значений, приведенных в таблице 4.12.

Таблица 4.12

Параметр, мм    Предельные отклонения, мм    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
Отклонения отметок опорных поверхностей блоков от проектных    +/- 10    Измерительный, каждая опора, геодезическая исполнительная схема
Расстояние по ширине блока    +/- 5    Измерительный, каждый блок, журнал работ
Расстояние по длине блока    +/- 7    То же
Расстояние по диагонали блока    +/- 10    "

4.16.7. К устройству кровельного ковра приступают только после полного проектного закрепления элементов блока на опорах.

4.17. Монтаж конструкций висячих вантовых покрытий

4.17.1. Несущие и стабилизирующие ванты и элементы вантовых ферм из стальных канатов изготовляются, как правило, на заводе и поставляются на монтажную площадку в бухтах или на барабанах.
Рекомендуются следующие диаметры бухт:
при диаметре каната до 42 мм - не менее 2 м;
при диаметре каната свыше 42 мм - не менее 3,5 м.
Каждая партия указанных элементов должна быть снабжена паспортом завода-изготовителя.
4.17.2. При изготовлении несущих и стабилизирующих вант и элементов вантовых ферм на монтажной площадке необходимо стальные канаты предварительно вытянуть на усилие, указанное в паспорте завода-изготовителя, с выдержкой в течение 20 мин.
4.17.3. Для изготовления и испытания канатных элементов на монтажной площадке необходимы следующие основные приспособления, изготовляемые на монтажной площадке по чертежам:
стенд для вытяжки и испытания;
  для разматывания канатов;
верстак для разделки концов канатов;
ванна для мойки канатов;
вилки для отгибания концов канатов;
стол для заливки втулок;
горн для разогрева цинково-алюминиевого сплава.
Кроме указанного необходимо иметь шлифмашинку, вентилятор, термопару, милливольтметр, а также кокс или древесный уголь для горна.
4.17.4. Изготовленные в монтажных условиях канатные элементы подаются в зону действия монтажного крана в развернутом положении.
4.17.5. Хранение стальных канатов и канатных элементов в условиях монтажной площадки следует организовать в сухом, проветриваемом помещении с деревянным или асфальтобетонным полом.
4.17.6. Ванты из круглых арматурных стержней изготавливаются, как правило, на монтажной площадке и после вытяжки подаются в зону действия монтажного крана.
4.17.7. Опорные конструкции покрытия поставляются заводами металлоконструкций. Монтаж их следует производить мобильными кранами укрупненными элементами последовательно по периметру сооружения.
Проектное закрепление производится после выверки полностью всех смонтированных конструкций в соответствии с предельными отклонениями опорных конструкций при монтаже.
4.17.8. Монтаж элементов вантовых покрытий производится кранами с применением специальных временных опор и других приспособлений, чертежи на которые разрабатываются в ППР.
4.17.9. После полного окончания монтажа вантового покрытия производится натяжение (преднапряжение) его элементов установленным методом с последующим геодезическим контролем формы покрытия. Места контроля и предельные отклонения должны быть установлены в рабочей документации.
4.17.10. После выверки покрытия производится монтаж элементов кровли - железобетонных плит, панелей, профилированного настила.
4.17.11. Все контрольно-измерительные работы должны производиться аттестованными и тарированными приборами.
4.17.12. При окончательной приемке смонтированных конструкций должна быть предъявлена документация, указанная в 3.23.

4.18. Монтаж конструкций мембранных покрытий

4.18.1. Мембранные покрытия (далее - покрытия) проектируются из тонкого металлического листа, примыкающего к замкнутому металлическому или железобетонному контуру, опирающемуся, как правило, на колонны.
4.18.2. Конструкции мембранных покрытий (далее - покрытия) поставляются заводами-изготовителями в виде полотнищ, свальцованных в рулоны. Длина полотнищ равна величине всего пролета или (для покрытий с круглым и овальным планом) половине пролета. Ширина полотнищ из условий транспортабельности принимается не более 12 м, масса лимитируется грузоподъемным монтажным механизмом.
4.18.3. Сооружение объекта с мембранным покрытием следует начинать с установки мобильным краном колонн и связей между ними.
4.18.4. По выверенным и закрепленным колоннам этим же краном монтируется опорный контур последовательно по периметру сооружения.
4.18.5. После выверки и проектного закрепления опорного контура и закладных деталей приступают к монтажу конструкций покрытия.
4.18.6. Монтаж конструкций покрытий следует выполнять непосредственно на проектной отметке, на "постели", при этом раскатку рулонов следует выполнять с помощью лебедок с применением специальных приспособлений.
4.18.7. "Постель" состоит из направляющих и поперечных связей и определяет начальную поверхность покрытия. Устройство "постели" производится на сплошных или частичных подмостях. Рихтовка "постели" производится подтяжкой к упорам, закрепленным на опорном контуре.
4.18.8. Возможен вариант монтажа прямоугольных покрытий, когда рулоны разворачиваются внизу на спланированной площадке внутри опорного контура. В проектное положение собранное покрытие поднимается с помощью подъемников, устанавливаемых по углам опорного контура.
4.18.9. Уложенное полотнище следует временно закрепить от возможного выхлопа при срыве от ветровой нагрузки.
4.18.10. Для монтажа конструкций покрытий круглых и овальных в плане устанавливают центральную опору.
4.18.11. Натяжение и проектное закрепление покрытия выполняют после геодезического контроля в последовательности, указанной в проекте сооружения. В проекте также приводятся предельные отклонения фактического положения смонтированных конструкций.
4.18.12. Проектное закрепление полотнищ между собой выполняется сваркой под флюсом или электрозаклепками, или высокопрочными болтами.

4.19. Дополнительные правила монтажа
конструкций транспортерных галерей

4.19.1. Настоящие дополнительные правила распространяются на монтаж и приемку транспортерных галерей всех типов (балочных, решетчатых, оболочечных).
4.19.2. Предельные отклонения размеров собранных блоков не должны превышать величин, приведенных в таблице 4.1. Эллиптичность цилиндрических оболочек (труб) при наружном диаметре D не должна превышать 0,005D.
4.19.3. Монтаж галерей следует начинать с пространственных опор, укрупненных на полную проектную высоту. Плоские опоры устанавливаются также одним блоком с обязательным раскреплением тросовыми расчалками в плоскости галереи.
4.19.4. Пролетные строения галерей следует устанавливать пространственными блоками, укрупненными с ограждающими конструкциями и технологическим оборудованием.
4.19.5. Последовательность установки блоков пролетных строений должна быть выбрана так, чтобы в любой период монтажа была обеспечена устойчивость (неизменяемость) смонтированной части галереи в продольном направлении.
4.19.6. Многопролетные транспортерные галереи надлежит устанавливать в направлении от анкерной (неподвижной) опоры к качающейся (подвижной).
4.19.7. Монтаж блоков галерей может осуществляться методом надвижки (в особенности наклонных пролетных строений) или полиспастами, закрепленными к конструкциям опор с соответствующим их раскреплением.
4.19.8. Блоки оболочечных галерей собираются из листовых заготовок, поставляемых заводами-изготовителями на транспортабельных барабанах.
4.19.9. Цилиндрические блоки галерей собирают из рулонных транспортабельных заготовок, поставляемых заводом-изготовителем, методом наворачивания полотнищ на барабан, изготовленный из легких профилей и проектных элементов жесткости (ребер).
4.19.10. При окончательной приемке смонтированных конструкций должны быть предъявлены документы, указанные в 3.23.
4.19.11. Предельные отклонения положения колонн и пролетных строений не должны превышать величин, приведенных в таблице 4.13.

Таблица 4.13

Параметр    Предельные отклонения, мм    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
Отклонения отметок опорных поверхностей колонн от проектных    +/- 5    Инструментальный, каждая колонна, геодезическая исполнительная схема
Смещение осей колонн в нижнем сечении с разбивочных осей на фундаменте    +/- 5    То же
Отклонения отметок опорных плит пролетных строений от проектных    +/- 15    Инструментальный, каждая плита, геодезическая исполнительная схема
Смещение оси пролетного строения с осей колонн:        Инструментальный, каждая колонна, геодезическая исполнительная схема
в плоскости    +/- 20   
из плоскости    +/- 8   

4.19.12. Сварные стыковые соединения галерей, качество которых требуется согласно проекту проверять на монтаже физическими методами, надлежит контролировать одним из следующих методов: радиографическим или ультразвуковым в объеме 10% при ручной или механизированной сварке и 5% - при автоматизированной сварке.
Остальные сварные соединения следует контролировать в объеме, указанном в разделе 10.

4.20. Дополнительные правила монтажа конструкций
антенных сооружений связи и башен вытяжных труб

Дополнительные правила распространяются на монтаж и приемку конструкций мачт высотой до 500 м и башен высотой до 250 м.

Требования к фундаментам

4.20.1. Фундаменты следует принимать перед началом монтажных работ комплектно для каждой мачты или башни в соответствии с требованиями таблицы 4.14.

Таблица 4.14

Параметр    Предельные отклонения    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
1. Расстояние между центрами фундаментов одной башни    10 мм + 0,001 проектного расстояния, но не более 25 мм    Измерительный, каждый фундамент, геодезическая исполнительная схема
2. Отклонение фактического угла наклона к горизонту оси тяги анкера от проектного;    0; -4°    То же
угол между фактическим направлением оси тяги анкера и направлением на ось мачты    1°    "
3. Отметка плиты центрального фундамента мачты и фундамента башни    10 мм    "
4. Разность отметок опорных плит под пояса башни    0,0007 базы, но не более 5 мм    Измерительный, каждая опорная плита, геодезическая исполнительная схема
5. Расстояние между центром мачты и осью проушины анкерного фундамента    150 мм    То же, каждая проушина фундамента, геодезическая исполнительная схема
6. Отметка оси проушины анкерного фундамента мачты    50 мм    "
7. Угол между разбивочной осью и направлением на центр проушины тяги анкера    1°    "

При приемке следует проверять также наличие и геометрическое положение закладных деталей для крепления монтажных устройств.
4.20.2. Бетонирование фундаментных вставок (опорных башмаков) следует выполнять после установки, выверки и закрепления первого яруса башни.
Опорные фундаментные плиты и опорные секции мачт должны быть забетонированы после их выверки и закрепления до установки первой секции ствола мачты.
Монтаж мачт и продолжение установки секций башен разрешается только после достижения бетоном 50% проектной прочности.
Работу по бетонированию оформляют актами.

Требования к оттяжкам из стальных канатов

4.20.3. Стальные канаты оттяжек должны иметь заводские сертификаты, а изоляторы, в том числе входящие в состав оттяжек, - акты механических испытаний.
4.20.4. Изготавливать и испытывать оттяжки следует, как правило, на специализированном заводе-изготовителе, за исключением случаев, когда в чертежах КМ оговорена необходимость производства этих работ на монтажной площадке.
Канаты должны быть предварительно вытянуты согласно требованиям 4.9.1.
4.20.5. Оттяжки мачт необходимо испытывать целиком, а при отсутствии такого требования в чертежах КМ - отдельными участками (с осями и соединительными звеньями) усилием, равным 0,6 разрывного усилия каната в целом.
4.20.6. Перевозить оттяжки к месту монтажа при диаметре каната до 42 мм и длине до 50 м допускается в бухтах с внутренним диаметром 2 м, при длинах более 50 м - намотанными на барабаны диаметром 2,5 м, а при диаметрах канатов более 42 мм - на барабанах диаметром 3,5 м, кроме случаев изготовления и испытания оттяжек по требованию чертежей КМ на монтажной площадке. В этом случае перемещение оттяжек от испытательного стенда надлежит выполнять без их сворачивания.

Подъем и установка конструкций

4.20.7. Мачты, имеющие опорные изоляторы, необходимо монтировать на временной опоре (предусмотренной чертежами КМ) с последующим подведением изоляторов после монтажа всей мачты.
До подъема поясов башен и негабаритных секций мачт следует производить последовательную сборку смежных монтажных элементов с целью проверки прямолинейности или проектного угла перелома осей сопрягаемых участков, а также совпадения плоскостей фланцев и отверстий в них для болтов. В стянутом болтами фланцевом стыке щуп толщиной 0,3 мм не должен доходить до наружного диаметра трубы пояса на 20 мм по всему периметру, а местный зазор у наружной кромки по окружности фланцев не должен превышать 3 мм.
4.20.8. До подъема очередной секции мачты или башни заглушки труб в верхних концах должны быть залиты битумом N 4 в уровень с плоскостью фланца, а соприкасающиеся плоскости фланцев - смазаны битумом той же марки. Выполнение этих работ должно быть оформлено актом освидетельствования скрытых работ.
Болты во фланцевых соединениях надлежит закреплять двумя гайками.
4.20.9. Натяжные приспособления для оттяжек в мачтовых сооружениях и для преднапряженных раскосов решетки в башнях должны иметь паспорта с документами о тарировке измерительного прибора.
4.20.10. Установка секций ствола мачты, расположенных выше места крепления постоянных оттяжек или временных расчалок, допускается только после полного проектного закрепления и монтажного натяжения оттяжек нижележащего яруса.
4.20.11. Все постоянные оттяжки и временные расчалки каждого яруса необходимо подтягивать к анкерным фундаментам и натягивать до заданной величины одновременно, с одинаковой скоростью и усилием.
4.20.12. Усилие монтажного натяжения в оттяжках мачтовых опор (сооружений) надлежит определять по формулам:

  при T > Tс; (4.2)

  при T < Tс, (4.3)

где N - искомая величина монтажного натяжения при температуре воздуха во время производства работ;
N1 - величина натяжения при температуре на 40 °C выше среднегодовой температуры;
N2 - величина натяжения при температуре на 40 °C ниже среднегодовой температуры;
Nс - величина натяжения при среднегодовой температуре воздуха в районе установки мачты;
Tс - среднегодовая температура воздуха в районе установки мачты, определяемая по данным гидрометеорологической службы;
T - температура воздуха во время натяжения оттяжек мачты.
Примечания
1. Величины N1, N2, Nс должны быть указаны в чертежах КМ.
2. В чертежах КМ за среднегодовую температуру условно принята Tс = 0 °C.

4.20.13. Выверку мачт следует производить после демонтажа монтажного крана, без подвешенных антенных полотен, при скорости ветра не более 10 м/с в уровне верхнего яруса оттяжек.

Требования при приемочном контроле

4.20.14. Предельные отклонения законченных монтажом конструкций мачт и башен от проектного положения не должны превышать величин, указанных в таблице 4.15.

Таблица 4.15

Параметр    Предельные отклонения    Контроль (метод, объем, вид регистрации)
1. Смещение оси ствола от проектного положения, мм:        Измерительный, каждая башня, геодезическая исполнительная схема
башни объектов связи    0,001 высоты выверяемой точки над фундаментом   
башни вытяжных труб (одно- и многоствольные)    0,003 высоты выверяемой точки над фундаментом   
2. Смещение оси ствола мачты, мм    0,0007 высоты выверяемой точки над фундаментом    То же, каждая мачта, геодезическая исполнительная схема
3. Монтажное натяжение оттяжек мачт, %    8    Измерительный, каждая оттяжка, ведомость монтажных натяжений
4. Разница между максимальным и минимальным значениями натяжения оттяжек одного яруса после демонтажа монтажного крана, %    10    Аналитический, каждый ярус оттяжек, ведомость монтажных натяжений

4.20.15. Сварные соединения листовых трубчатых элементов, качество которых следует проверить при монтаже физическими методами, надлежит контролировать одним из следующих методов: радиографическим или ультразвуковым в объеме 10% при ручной или механизированной сварке и 5% - при автоматизированной сварке.
Места обязательного контроля должны быть указаны в чертежах КМ.
Остальные сварные соединения следует контролировать в объеме, указанном в разделе 10.
4.20.16. При сдаче сооружения в эксплуатацию наряду с документами, перечисленными в 3.23, дополнительно должны быть представлены:
заводские сертификаты на стальные канаты, сплавы для заливки втулок и изоляторы;
акты освидетельствования скрытых работ на заливку заглушек и смазку битумом фланцев трубчатых поясов мачт и башен;
акты на изготовление и испытание оттяжек для мачтовых сооружений;
акты механических испытаний изоляторов;
исполнительные геодезические схемы положения осей сооружения, включая оси элементов поясов башен и решетчатых мачт с негабаритными секциями;
ведомость замеренных монтажных натяжений оттяжек мачт.

Монтаж конструкций башен вытяжных труб методом подращивания

4.20.17. Вытяжная башня состоит из несущего решетчатого стального каркаса, который проектируется в виде сочетания нижней пирамидальной части высотой до 50 м и верхней призматической прямоугольного или треугольного сечения.
4.20.18. Монтаж башни методом подращивания эффективен при ее высоте более 120 м, так как в этом случае исключается необходимость применения крана с большими грузоподъемными характеристиками либо самоподъемных кранов.
4.20.19. В проекте стальных конструкций башни должны быть предусмотрены упоры (направляющие) для восприятия горизонтальных (ветровых) монтажных нагрузок и специальные балки для закрепления выдвигаемой части в промежутках между выдвижками, определены места крепления тяговых полиспастов.
4.20.20. Скорость ветра при выдвижке не должна превышать 7 м/с на отметке 10 м.
4.20.21. Стальные решетчатые конструкции поставляются заводами- изготовителями, максимально укрупненными транспортабельными элементами. Габаритные металлические газоотводные стволы поставляются обечайками, негабаритные - свальцованными на барабан.
4.20.22. Фундамент башен следует принимать перед началом монтажа в соответствии с требованиями таблицы 4.14.
4.20.23. Монтаж начинают с установки краном верхних секций призматической части на стенд. Затем монтируются конструкции пирамидальной части.
4.20.24. С помощью полиспастов, верх которых закрепляется внутри пирамидальной части, а низ - за стенд, выдвигается призматическая часть на высоту, достаточную для заводки очередной секции призматической части. В такой же последовательности заводится и поднимается ствол башни.
4.20.25. Технология выдвижки призматической части башни совместно с газоотводящим стволом производится только в случае, если это оговорено в проекте стальных конструкций башни.
4.20.26. Предельные отклонения законченных монтажом конструкций башен от проектного положения не должны превышать величин, указанных в таблице 4.15.

4.21. Демонтаж и монтаж конструкций объекта
при реконструкции действующих производств

4.21.1. Перед началом работ в зоне реконструкции действующих производств должны быть приняты меры безопасности:
отключены энерго-, паро-, газо- и другие силовые коммуникации;
защищены близлежащие производства от пыли, искр от резки и сварки;
запрещены проходы людей, не связанных с реконструкцией.
4.21.2. При демонтажно-монтажных работах необходимо учитывать:
прочность и устойчивость конструкций, остающихся после демонтажа опорных и примыкающих к ним элементов;
предотвращение падения конструкций при освобождении их креплений (болтов или сварки).
4.21.3. При замене покрытий без остановки производства работ следует вести на отдельных захватках. При этом разборку покрытия следует совмещать с монтажом новых конструкций.
4.21.4. Наряду с башенными, башенно-стреловыми и гусеничными кранами следует применять средства малой механизации, в том числе легкие передвижные, переставные, крышевые краны, подъемники, лебедки и другие средства малой механизации.
4.21.5. При соответствующем технико-экономическом обосновании для реконструкции объектов применяются вертолеты в соответствии с требованиями раздела 4.22.
4.21.6. При демонтаже металлических колонн необходимо предусмотреть их освобождение от крепления к фундаментам. Обетонировку базы колонны следует вырубить, а анкерные болты при их неиспользовании - срезать.
4.21.7. Временное крепление, обеспечивающее прочность и устойчивость демонтируемых элементов, следует снимать только после их строповки и легкого натяжения стропа.

4.22. Монтаж и демонтаж конструкций
с применением вертолетов

4.22.1. Вертолетный монтаж конструкций при строительстве, реконструкции, восстановлении объектов, а также при демонтаже конструкций следует применять после оценки результатов технико-экономического обоснования. Критерием эффективности вертолетного монтажа, по сравнению с традиционными методами, является сокращение продолжительности монтажа и ускорение сроков ввода в эксплуатацию.
4.22.2. При применении вертолетного монтажа (демонтажа) конструкций должны быть разработаны следующие мероприятия:
стройгенплан и схема монтажно-вертолетной площадки (МВП);
разделение конструкций сооружения на монтажные блоки;
обеспечение пространственной жесткости и устойчивости блоков на всех стадиях монтажа;
удобство и малая грузоподъемность монтажных соединений блоков;
система "ловителей", строповочных устройств;
требования по технике безопасности.
4.22.3. Основные мероприятия, выполняемые по МВП:
укрупнительная сборка блоков;
установка направляющих и фиксирующих приспособлений;
закрепление алюминиевых лестниц, подмостей и люлек;
пробная строповка блоков краном для уточнения их массы и устойчивого пространственного положения;
тренировочные полеты вертолета;
строповка блока к вертолету;
техническое обслуживание вертолета.
4.22.4. МВП и зона монтажа должны быть очищены от мусора, пыльную площадку следует полить водой, свежевыпавший снег убрать. Границы МВП должны быть ограждены флажками.
4.22.5. Объемные конструкции с большой парусностью во избежание их перемещения от воздушных потоков, возникающих от винтов вертолетов, следует закрепить.
4.22.6. Руководитель полета (специалист авиаотряда) с помощью системы ориентации груза или с помощью монтажников производит грубое наведение монтируемого блока в зону монтажного соединения. Точную установку блока обеспечивают фиксирующие направляющие и "ловители", закрепленные на указанных соединениях.
4.22.7. Строповку блоков следует осуществлять с помощью внешних подвесок, входящих в комплект оборудования вертолета и комплекта монтажных стропов.
4.22.8. Расстроповку блоков следует производить по команде руководителя полетов, после получения им от руководителя монтажа информации о правильности и надежности установки конструкций.
4.22.9. Технология монтажа, включая подготовительные работы, должна обеспечить максимально возможную загрузку вертолета по времени.
Грузоподъемные характеристики вертолетов приведены в таблице 4.16.

Таблица 4.16

Показатель    Марка вертолета
    Ми-8МВТ    Ка-32    Ми-10К    Ми-26
Максимальная масса груза, перевозимого на внешней подвеске, кг    5000    5000    11000    20000
Максимальная грузоподъемность на монтажных работах, кг    4000    4500    8500    18000

Новости